Коррекционная работа в ДОУ
Направления и задачи коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа и/или инклюзивное образование в ГБДОУ «ДОГ «Малыш» строится на основе Федеральной образовательной программы о оформляется в виде ссылок на нее (2.1.3.7).
Коррекционная работа в ГБДОУ «ДОГ «Малыш» ведется в двух направлениях коррекционно-логопедическом и коррекционно-психологическом, регламентируется: перспективным, календарным планами и планом индивидуальной работы с детьми.
Задачи коррекционно-развивающей работы (ФОП 2.1.3.7).
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его ООП на основе рекомендаций ППК ГБДОУ «ДОГ «Малыш».
Согласно ФЗ № 273 «Об образовании» и Распоряжения от 28 декабря 2020 г.
N Р-193 «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях (Методические рекомендации)» определяются целевые группы обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого-педагогического сопровождения (ФОП 2.1.3.7)
Коррекционно-развивающая работа с целевыми группами обучающихся
I. Нормотипичные дети с нормативным кризисомразвития |
|
Освоение программ различной направленности |
|
II. Воспитанники с особыми образовательными потребностями |
|
Дети с ОВЗ и инвалидностью |
КРР в соответствии с ФАОП ДО |
Обучающиеся по индивидуальному плану на основании медицинского заключения: дети под диспансерным наблюдением; часто болеющие |
КРР на основании медицинского заключения и рекомендаций ППК по результатам, логопедической и педагогической диагностики |
Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, в том числе дети-билингвы, дети мигрантов, которые испытывают трудности с пониманием государственного языка РФ |
Психолого-педагогическое сопровождение в контексте общей программы адаптации ребенка к ДОО, в сложных ситуациях – программа КРР на основе заключения ППК по результатам психологической и логопедической диагностики ребенка или по запросу родителей |
Одарённые дети |
КРР на основе заключения ППК по результатам психологической, логопеди-ческой и педагогической диагностики |
III. Дети и/или семьи, которые находятся: |
|
В трудной жизненной ситуации (жертвы катастроф, стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, беженцы и др. |
КРР на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога, родителей |
В социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству). На уровне дошкольного образования эта группа практически не встречается |
КРР на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога, родителей |
IV. Обучающиеся группы риска |
|
Дети с комплексом негативных проявлений: импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний |
КРР на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога, родителей |
Включение ребенка в программу КРР, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога/родителей (законных представителей).
Содержание КРР на уровне дошкольного образования
Содержание коррекционно-развивающей работы в ГБДОУ «ДОГ «Малыш» строится на основе Федеральной образовательной программы о оформляется в виде ссылок на нее (2.1.3.7).
Направления КРР |
Задачи КРР |
Коррекция нарушений развития у различных категорий детей – целевые группы обучающихся |
Определять основные образовательные потребности, в том числе с трудностями освоения ОП ДО. Выявлять детей с проблемами развития эмоциональной и интеллектуальной сферы. Содействовать поиску и отбору одаренных детей, их творческому развитию. |
Квалифицированная помощь в освоение ОП ДО |
Оказывать индивидуально ориентированную психолог-педагогическую помощь обучающимся с учетом их психического и физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с рекомендациями ППК |
Разностороннее развитие обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей |
Реализовать комплекс индивидуально-ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии обучающихся и проблем в их поведении |
Социальная адаптация |
Своевременно выявлять обучающихся с трудностями социальной адаптации по различным причинам. Оказывать родителям консультативную психолого-педагогическую помощь по вопросам развития воспитания обучающихся дошкольного возраста |
Коррекционно-развивающая логопедическая работа осуществляется при ведущей роли учителя-логопеда, при обязательном взаимодействии с педагогами ГБДОУ и медицинскими работниками.
Коррекционная работа на логопедическом пункте «ДОГ «Малыш» («Положение о логопункте ГДОУ «ДОГ «Малыш» приказ от 03.04.2023г. №81), проводится с детьми 6-7 лет, имеющими фонетическое нарушение речи (ФНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), зачисленными на основании заключения ППК по результатам педагогической и психологической диагностики.
Для выявления уровня речевого развития обучающихся используется методика проведения педагогической диагностики Н. В. Нищевой.
Содержание логопедической работы направлено на преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматической стороны речи, развитие фонетико-фонематической системы у старших дошкольников.
Таким образом, задачи по коррекции речевых нарушений сводятся к тому, чтобы в наиболее интересной и занимательной форме:
· развивать слухоречевое внимание;
· вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
· вырабатывать правильное речевое дыхание;
· развивать интонационную выразительность речи;
· сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукослогового анализа и синтеза;
· обогащать и активизировать словарный запас детей;
· формировать понятия о грамматических категориях языка;
· развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и воображение);
· стимулировать речевую активность детей;
· развивать речевое общение.
Коррекция звукопроизношения (ЗВПР)
Коррекция звукопроизношения осуществляется поэтапно:
Этапы коррекционной работы по исправлению ЗВПР |
Содержание коррекционной работы |
1. Подготовительный |
· развитие артикуляторной моторики; · формирование речевого дыхания; · постановка голоса; · развитие внимания; · развитие пространственного и фонематического восприятия. |
2. Постановочный строится с учетом принципа постепенности перехода от простого к сложному |
· формирование правильной артикуляции; · формирование зрительного образа звука; · формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции); · развитие фонематического восприятия. |
3. Автоматизация |
· закрепление поставленного звука: в слогах · в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в связной речи (сочинение чистоговорок, заучивание наизусть стихотворений, пересказ коротких текстов, сочинение сказок); · овладение навыками звукослогового анализа и синтеза. |
Направление коррекционной работы |
Содержание коррекционной работы |
Развитие словаря |
· накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам; · формирование обобщающих понятий; · расширение словаря за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных; · формирование понимания простых предлогов; · формирование понятия слово и умение оперировать им; |
Формирование и совершенствование грамматического строя речи |
· развитие умения различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже; · формирование умения понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского, и среднего рода в косвенных падежах в беспредложных и предложных конструкциях с простыми и сложными предлогами; · образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; · формирование умения образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, в настоящем и прошедшем времени; · различение и употребление противоположных по значению названия действий и признаков; · формирование умений согласования числительных с существительными мужского и женского рода; · формирование умения составлять предложения из нескольких слов; |
Развитие связной речи и речевого общения |
· развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание; · формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию; · развитие реакции на интонацию; · работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении; · развитие умения поддерживать беседу, задавать вопросы, отвечать на них; · формирование навыков пересказа; · формирование навыков составления коротких описательных рассказов с помощью взрослого. |
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза
Направление коррекционной работы |
Содержание коррекционной работы |
Работа над слоговой структурой слова |
· формирование умения различать на слух короткие и длинные слова; · формирование умения запоминать и воспроизводить цепочки слогов; · правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов с о зрительной опорой; · формирование понятия слог (часть слова) и умения оперировать этим понятием; |
Совершенствование фонематических представлений,развитие навыков звукового анализа исинтеза |
· различение гласных и согласныхзвуков; · формирование первоначальных навыков выделения гласных и согласных звуков из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; · дифференцирование звуков, отличающихся по артикуляционным и акустическим признакам; · произведение анализа и синтеза слогов и слов; · подбор слов с заданным звуком; · формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями; |
Обучение элементам грамоты |
· формирование понятия буква и представление о том, чем отличается звук отбуквы; · познакомить с гласными и согласнымибуквами; · развивать умение узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающимиэлементами; · находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв; · формировать навыки составления и чтения открытых и закрытых слогов и слов, осознанного чтения слов. |
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и родителями
Содержание работы логопеда |
Работа с педагогами |
Работа с родителями |
||
Диагностический этап |
||||
Диагностирование детей 6-7 лет. Зачисление детей на коррекционные занятия в условиях логопункта. |
Мини - педсовет; сведение диагностических показателей; определение детей группы риска; |
Диагностирование по запросу родителей; консультирование по результатам диагностики; практические рекомендации |
||
Практический этап |
||||
Планирование работы; разработка ИОМ; про- ведение индивидуальных и подгрупповых корре-кционно-развивающих занятий |
Планирование совместной работы; взаимопосещение занятий; консультирование; практикумы; ведение тетради взаимодействия. |
Консультационные мероприятия (стенды, памятки); демонстрация практической деятельности с детьми; родительские собрания; практические рекомендации. |
||
Аналитический этап |
||||
Диагностирование по результатам работы; корректировка плана дальнейшей работы. |
Мини – педсовет; сведение диагностических показателей; корректировка плана дальнейшей работы. |
Родительское собрание; практические рекомендации по дальнейшему сопровождению речевого развития ребенка. |
||