Международный проект по образованию для устойчивого развития
Рубрикатор для самостоятельной и групповой оценки по шкале оценки для устойчивого развития ОМЕП ГБДОУ «ДОГ «Малыш» Московского района Санкт-Петербурга >>>>>
Результаты внутреннего аудита, проедённого по индикаторам устойчивого развития в деятельности ГБДОУ проекта "Школа устойчивого развития" >>>>>
Приказ на создание рабочей группы по Международному проекту по образованию для устойчивого развития» >>>>
Руководитель проектов по устойчивому развитию в ГБДОУ :
Пережогина Ирина Александровна - заместитель директора по УВР
Паспорт проекта № 1 "Экономим вместе"
Авторы:
Данилова Татьяна Леонидовна,
Зверева Ульяна Александровна,
Сидорова Анастасия Геннадьевна,
Васильева Ольга Петровна.
Тип проекта: Познавательно-информационно-исследовательский.
Какой аспект он отражает (экологический, социальный, экономический).
Возраст детей: 5-7 лет
Актуальность
Проблема разумного использования сырьевых ресурсов, энергии и воды является одной из главных проблем человечества.
Вторичная переработка сырья, энергосбережение и водосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Переработка сырья, энергосбережение и водосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам!
В ходе реализации проекта нам хотелось напомнить детям самые простые методы экономии электроэнергии, тепла, воды, сортировки и переработки мусора. Рассказать, как можно сэкономить энергоресурсы в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли, как важна сортировка мусора и его вторичная переработка или использование, и какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы беречь природные ресурсы.
Только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры ресурсо- и энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут расточительными, пусть станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.
Цель проекта:
-Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности, энерго и водосбережения. Осознание целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов) и изготовления из него различных нужных вещей.
Задачи проекта:
- Выявление причин появления мусора;
- Выяснение, какие отходы разлагаются быстрее;
- Дать детям представление о вторичном использовании мусора;
- Привлекать внимание детей и родителей к проблемам и экономии воды, энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.
- Повышать компетентность педагогов в области экологического и экономического образования;
- Формировать познавательный интерес к решению экологических проблем;
- Формировать основы экологического сознания у детей;
- Повышать педагогическую и экологическую грамотность родителей;
Участники: дети подготовительной группы (20 человек), дети старшей группы (15), педагоги 4 человека, музыкальный руководитель, родители подготовительной и старшей групп.
Сроки реализации проекта: 3 месяца.
Результат:
Участники проекта получили первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности, энерго и водосбережения. Осознали целесообразность сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов) и изготовления из него различных нужных вещей.
Тема: «Экономим вместе»
Этап (сроки) |
Основные направления реализации проекта (мероприятия) | Материалы и средства реализации проекта | Для чего выбрано данное мероприятие |
|
1. Этап подготовительный |
Диагностика, выбор темы проекта с детьми, разработка плана реализации проекта. Подбор методической и художественно-экологической детской литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр. |
Шкала рейтингирования ОМЕП Библиотека, семейные библиотеки, Интернет ресурсы |
Определить уровень предметно пространственной развивающей среды |
|
2. Этап основной |
«Социально-коммуника-тивное развитие» |
Дидактические игры: «Собери мусор правильно», «Сортируем мусор», «Расскажи о предмете», «Из чего сделан», «Найди предметы из …», «Сортируем мусор правильно», «Найди пару» Занятия по тетрадям «Для чего нужны отходы?», «Теперь я умею сортировать мусор» (Российско-германский проект «Климатически нейтральное обращение с отходами в РФ») Буклет для родителей «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать», консультация «Учимся сортировать мусор» с ссылками на пункты приема переработки», консультация и буклет «Почему надо беречь воду», консультация «Энергосбережение» КрышечкиДоброТЫ— эколого-благотворительный проект по сбору пластиковых крышечек |
Создание дидактических игр, наглядных пособий и буклетов для родителей Организация пунктов приема крышек, сбор и сортировка |
Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены Привлечь детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач |
«Речевое развитие» |
Чтение экологических рассказов и сказок. Беседы по содержанию прочитанных текстов. «Планета в твоих руках» Дельфина Гринберг, «Спасти планету можешь ты» 101 способ улучшит экологию» Джеки Уайнс, «Спаси планету» Е. Ульева, Б.Заходер «Что случилось с рекой», «Как люди речку обидели», Н.А. Рыжова «Жила-была речка», «Королева вода». Рассматривание иллюстраций и презентаций «Мусор вокруг нас», «Сроки разложения мусора, «Утилизация мусора». Картинки и плакаты «Энергосбережение», «Круговорот воды в природе» Отгадывание загадок. Разучивание стихотворений. ООД «Бережем энергию» Картотека бесед по энергосбережению: «Помоги природе», «Мусор – хорошо или плохо», «Как люди избавляются от мусора», «Стихийные свалки вредят нашему здоровью», «Каким бывает мусор: его разновидности». |
Подбор экологических рассказов и сказок Создание альбомов с иллюстрациями, картотеки загадок, стихотворений, бесед |
формирования экологических представлений (о взаимосвязях существующих в природе, о потребностях объектов природы, об их приспособлениях к условиям существования и др.), формирования нравственного отношения к природе. |
|
«Физичес-кое воспитание», «Здоровье» |
Игра с мячом «Мусор- не мусор», «Хорошо-плохо», «Мы капельки», «На болоте», «Воздух, земля, вода». Беседы об опасности бытовых отходов в жизни человека., значении воды в жизни человека. Зеленый патруль «Чистый участок» |
Создание картотеки подвижных игр и бесед |
Развитие физической и психической активности ребенка, экологического сознания. |
|
«Познава-тельное развитие» |
Беседа «Откуда берется мусор», «Как сделать, чтобы мусора стало меньше», «Вода – источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?» Просмотр презентаций и беседы «Энергосбережение». ООД «Берегите электроэнергию», «Энергосбережение». Игра-путешествие «История лампочки» Просмотр презентации «Мир воды» «Откуда берется мусор?», «Раздельный сбор мусора» Работа «Патруля бережливых» Экспериментальная деятельность с водой «Огород на подоконнике» |
Создание картотеки бесед , презентаций В группе организован пункт сбора макулатуры, дидактическое пособие «Контейнеры для сортировки мусора», знаки для экономии воды в туалетных комнатах других групп Организация опытов Посадка лука и бобов в использованные стаканчики из-под йогуртов |
Привлекать внимание детей к проблемам и экономии воды, энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды. Вовлечение детей других групп Ознакомление со свойствами воды Использование вторсырья в практических целях |
|
«Художест-венно-эстетичес-кое развитие |
Поделки из втулок . 1.Изготовление коллективной работы «Жар-птица». 2. «Насекомые» (бабочка, пчела, божья коровка) 3.Ракеты 4.Дома 5.Рыба 6. Животные Севера (медведи, пингвины) 7. Бинокли 8. картины «Совушки», «Лето» 9. музыкальный инструмент - маракас Из дисков. 1.Аквариум. 2. Подснежники. 3.Сова. 4. Инопланетный корабль 5. музыкальный инструмент - трещотка Из бумажных тарелок 1«Животные» (жираф, слон, тигр, лев, обезьяны). 2.Летающая тарелка Из яиц (киндер-сюрпризы), пенопласта. 1.Коллективная работа «Пингвины на льдине». 2. «Пчелы» в сотах. 3. «Гости с далеких планет» 4. музыкальный инструмент - маракас Одноразовые ложки. 1.Букет цветов Пластиковые бутылки. 1.Гармошка 2.Машина- подставка под рассаду. 3.Самолёты. 4.Маракасы. Коробки из-под сока. 1.Подставка под карандаши. 2.Гусли. Коробка из-под яиц. 1.Корабль. Крышечки из-под бутылок. 1.Цветок. Пластиковое ведро 1. Барабан Банка из-под чипсов 1. Музыкальный инструмент - маракас Организовать конкурс для родителей и детей «Музыкальные инструменты из «мусора». Изготовление альбома с рисунками «Берегите воду!», плаката «Берегите воду!», знаков Рисование плакатов «Береги электроэнергию» и знаков по энергосбережению |
Из втулок от туалетной бумаги и картона от коробок, бумажных тарелок, дисков, одноразовые ложки, пластиковые бутылки, киндеры, коробки из-под сока, коробка из-под яиц, крышечки. |
Показать детям, как можно сделать яркие поделки из втулок, бумажных тарелок, яиц и пенопласта, дисков, которые разлагаются в природе много лет, а значит загрязняют ее, развитие творческих способностей Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми |
|
3. Этап заключительный |
Совместный праздник по ресурсосбережению Выставка детского творчества. |
Подготовка и организация праздника |
Расширение кругозора и обобщение полученных знаний в области ресурсосбережения, вызвать яркие и позитивные эмоции. |
Вывод:
На основе диагностики по шкале оценки для устойчивого развития ОМЕП было выявлен более низкий уровень знаний по экономической составляющей: потребление ресурсов, сортировка и переработка отходов, использование ресурсов. Во время обсуждения темы проекта, дети начали обсуждать вопрос экономии воды и света (электричества) («Почему горит свет?», «А если вся вода вытечет?»), затем у них появились вопросы об утилизации мусора («Куда увозят мусор?»). Было принято решение заниматься темой сбережения ресурсов – воды, электричества и темой переработки сырья.
Во время проведения проекта обогатилась развивающая среда. Были созданы различные дидактические пособия и игры, картотеки, альбомы. Из бросового материала созданы поделки детьми в группе и дома совместно с родителями. Наш сад стал участником эколого-благотворительный проекта по сбору пластиковых крышечек КрышечкиДоброТЫ, и продолжаем участвовать в правильной утилизации батареек.
Педагогами приобретен новый опыт работы по воспитанию культуры сбережения ресурсов, повысился уровень профессионального мастерства в этой области, появилось понимание необходимости просвещении воспитанников в этом направлении.
У детей сформировалось бережное и экономное отношение к ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования, у них появились исследовательские умения (начали задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи).
Итогом нашего проект стал совместный праздник, на котором дети на практике показали приобретенные знания. Тема ресурсосбережения остается актуальной и будет сопровождать всех участников проекта в дальнейшем.
Все фотографии и приложение к проекту можно посмотреть здесь >>>>>>
Паспорт проекта № 2 "Россия - многонациональная страна"
Авторы:
Егорова Татьяна Михайловна-воспитатель;
Коновалова Наталья Александровна-воспитатель;
Денисова Ирина Геннадьевна-воспитатель;
Алексеева Мария Александровна-воспитатель;
Сидорова Марина Юрьевна-музыкальный руководитель.
Тип проекта: творческо-исследовательский, социальный.
Возраст детей: 5-7 лет
Актуальность темы:
Мы мало знаем о культуре, традициях разных народов, проживающих на территории России. В 5 – 7 лет ребёнок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с миром и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей.
Цель проекта: Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей.
Задачи проекта:
1. Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России (русских, татар, узбеков, таджиков, якутов).
2. Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
3. Развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.
4. Совершенствовать исследовательские умения анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
5. Развивать способности организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме, в художественно-продуктивной деятельности.
6. Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.
7. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Участники:
Старшая группа: 13 детей, 2 воспитателя, 6 родителей
Подготовительная группа: 10 детей, 2 воспитателя, 4 родителя.
Музыкальный руководитель
Сроки реализации проекта: 3 месяца.
Предполагаемый результат: воспитанник, имеющий представление о России как о многонациональной стране, знакомый с некоторыми традициями разных народностей, умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы; владеющий навыками поисковой деятельности, любящий родной край, уважительно относящийся к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.
Тема: «Россия-многонациональная страна»
Этап (сроки) |
Основные направления реализации проекта (мероприятия) | Материалы и средства реализации проекта |
Для чего выбрано данное мероприятие |
|
1. Этап подготовительный |
1.Подбор литературы для чтения и заучивания с детьми. 2.Подбор иллюстраций для рассматривания, подготовка мультимедийных презентаций. 3.Подготовка материала для художественно-продуктивной деятельности. |
Книги, иллюстрации, презентации. |
В группах есть дети разных национальностей. Ребятам стало интересно, на каком родном языке они говорят, какая национальная у них одежда, какую еду они едят, как живут. |
|
2. Этап основной |
«Социально-коммуникативное развитие» |
Чаепитие в русском стиле «В гостях у самовара». Сбор экспонатов для мини-музея в группе по теме «Народы России». |
Самовар, русские народные костюмы, экспонаты для мини-музея «Народы России». Просмотр документальных фильмов о природе и животных, о проживании народов Севера в суровых условиях, быт оленеводов. |
Приобщить детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси. Знакомство с традициями народов России. |
«Речевое развитие» |
НОД «Россия-Родина моя», НОД «Народы России». |
Презентация, карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России |
Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. |
|
«Физическое воспитание», «Здоровье» |
Подвижные игры народов России: «Ручеек» (русская), «Колечко» (русская), «Охотник» (якутская), «Скок-перескок» (татарская), «Лолачинакон (Сбор тюльпанов)» (таджикская), «Ок теракми, кук терак (Белый тополь, зелёный тополь (узбекская)». |
Картотека игр |
Знакомство с подвижными играми народов России |
|
«Познавательное развитие» |
Беседы: «Россия-наша Родина», «Россия-многонациональная страна», «Жизнь и быт народа Якутии», беседа и рассматривание иллюстраций «Национальные костюмы народов России». Познавательные сообщения: «Что значило на Руси «припекать ребенка?», «Что такое «сабантуй»?, «Почему якуты «кормят» огонь?», «Что такое «чаепитие по-узбекски?». |
Рассматривание книг, энциклопедий, презентаций на темы: «Таджики и узбеки: сходство и различия», «Знаки приветствия разных народов России», «Игры народов России». |
Дать знания о своеобразии жизни народов России (природа, жилища, одежда, труд), воспитывать в детях чувство уважения к жизни традициям и обычаям других народов. |
|
«Художественно-эстетическое развитие |
Чтение русских народных сказок, нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка», туркменская «Голубая птица», татарская «Знание всего дороже», дагестанская «Храбрый мальчик». Заучивание стихотворений У. Трутнева «О Родине», Г. Ладонщиков «С добрым утром, край родной!». Отгадывание загадок разных народов России. Конструирование из бумаги и роспись: «Национальный головной убор» (русские, татары, узбеки, якуты), «Русская балалайка», «Якутские бубны». Изготовление из бросового материала костюмов и колотушек для бубнов для якутского танца «Охотники и птицы». Рисование «Моя Родина-Россия». Пластилинография «Русская матрешка». |
Сказки, стихи, загадки. Подготовка материала для изготовления атрибутов для якутского народного танца «Охотники и птицы» (бубны, колотушки и костюмы), для русского народного танца «Кадриль» балалаек, кокошников, платков. Слушанье музыки бубна, хомуса, просмотр видеороликов « Танцы народов Севера» и русского народного танца «Кадриль». |
Знакомство с творчеством народов России. |
|
3. Этап заключительный |
Русский народный танец «Кадриль», Якутский народный танец «Охотники и птицы». |
Разучивание танцев и представление их детьми. |
Дети теперь имеют представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках, народов России, знакомы с национальными играми, сказками татарского, русского, таджикского, узбекского и якутского народов. Развивающая среда пополнилась предметами, изготовленными детьми |
Вывод:
Дети, разглядывая на глобусе нашу страну, часто задавали вопросы:
-«Большая ли наша страна-Россия?»
-«Какие народы и как в ней живут?»
«Чем они занимаются? Что любят»
Где найти ответы на эти вопросы? Можно спросить у родителей, узнать на занятиях, прочитать в книгах, энциклопедиях, посмотреть познавательные видеоролики. Мы решили найти ответы на эти вопросы с помощью проектной деятельности. В ходе бесед с детьми мы выяснили, что наши воспитанники имеют недостаточно знаний о традициях, обычаях, культуре, как русского народа, так и своего родного народа.
В группах есть дети разных национальностей. Ребятам стало интересно, на каком родном языке они говорят, какая национальная у них одежда, какую еду они едят, как живут. Люди могут отличаться внешне, например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая. У одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие.
Подводя итог работы в проекте, мы можем сказать, что наши воспитанники теперь имеют представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках, народов России, знакомы с национальными играми, сказками татарского, русского, таджикского, узбекского и якутского народов. Развивающая среда пополнилась предметами, изготовленными детьми. Это и шаманские бубны с колотушками и национальные костюмы охотников Якутии. Дети принимали участии в раскрашивании балалаек и кокошников Русского народа, а также узбекских тюбетеек. Это вызвало интерес у ребят, и они с удовольствием используют эти предметы в игровой деятельности. Дети с уважением и интересом относятся к традициям других народов. Дети поняли, что мы разные, но мы вместе! Стали доброжелательнее относиться к сверстникам.
Подводя итог работы в проекте, мы можем сказать, что наши воспитанники имеют представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках народов России. Мы знакомы с национальными играми и сказками. Дети с уважением и интересам относятся к традициям других народов. Они умеют творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности, способны организовать свою деятельность. Дети научились уважительно относиться к культуре разных народов.
Все фотографии и приложение к проекту можно посмотреть здесь >>>>
Фильмы по экологическому воспитанию:
ЗЕЛЁНАЯ АКЦИЯ В ГБДОУ
ВСЕМИРНАЯ АКЦИЯ "САД ПАМЯТИ"
Презентация к проектам по экологическому воспитанию:
открыть
Публикации по экологическому воспитанию:
Наши награды:
Курсы повышения квалификации, семинары, вебинары:
В 2018 году все педагоги и специалисты ГБДОУ прошли обучение на курсах повышения квалификации по теме: «Профессиональный стандарт педагога ДОУ в условиях инновационной деятельности». Один из вопросов курсов был посвящён экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.