1 лист загружаю...
Содержание
I |
Концептуальный раздел |
3 |
1.1 |
Пояснительная записка |
3 |
1.2 |
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития учащихся |
4 |
1.3 |
Условия реализации Программы |
4 |
1.4 |
Планируемые результаты освоения учащимися Программы |
5 |
II |
Содержательный раздел |
6 |
2.1 |
Календарно-тематическое планирование для учащихся от 5 до 6 лет |
6 |
2.2 |
Содержание Программы для учащихся от 5 до 6 лет |
13 |
III |
Организационный раздел |
15 |
3.1 |
Учебный план |
15 |
3.2 |
Календарный учебный график |
17 |
3.3 |
Объём и сроки освоения Программы |
17 |
3.4 |
Учебно-методический комплекс |
18 |
3.5 |
Система контроля результативности обучения |
19 |
3.6 |
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы |
24 |
Концептуальный раздел рабочей программы (далее-Программы)
1.1 Пояснительная записка |
Цели и задачи реализации Программы Цель: - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: Обучающие: $1· Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительнойдеятельности. $1· Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами иинструментами. $1· Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности. $1· Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. Развивающие: $1· Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческихспособностей. $1· Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. $1· Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта: «осмысленноечтение» $1— распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения; интерпретация художественного образа и содержания, заключенного в художественнуюформу. Воспитательные: $1· Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми имиром; $1· Воспитание художественного вкуса и чувствагармонии. $1· Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно – эстетическом освоении окружающегомира. $1· Формирование эстетической картины мира и основныхэлементов |
I.2. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития учащихся |
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательногопроцесса От 5 до 6 лет В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. |
|||||||||||||||||||||||
1.3 Условия реализации рабочей Программы |
Рабочая программа разработана на основании: $1· Дополнительной образовательной развивающей программы «Карандашик». Для реализации Программы в группу зачисляются дошкольники, посещающие оздоровительные группыГБДОУ ДОГ «Малыш» Списочный состав группы формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы – 10 человек. Условия набора и формирования групп - по желанию родителей. |
|||||||||||||||||||||||
Программа определяет необходимость в кадровом и материально-техническом обеспечении.
|
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами. $11) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях испособностях; $12)использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развитиядетей); $13) построениеобразовательнойдеятельностинаоснове взаимодействиявзрослыхсдетьми,ориентированногона |
|
интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; $14) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видахдеятельности; $15) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видахдеятельности; $16) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности иобщения; $17) защита детей от всех форм физического и психическогонасилия; $18) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательнуюдеятельность. $19) профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентностиимастерствамотивированияребенка,атакжевладенияправиламибезопасного пользования Интернетом. |
|
1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы |
Личностные: $1· Ребенок проявляет интерес к изобразительномуискусству, $1· У ребенка развита крупная и мелкаямоторика; Метапредметные: $1· Проявляет ответственность за начатое дело. $1· Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства Предметные: $1· Ребенок знаком с основными понятиями изобразительного искусства, его видами ижанрами. $1· В рисовании ребенок проявляет творчество и самостоятельность в выборе сюжета и художественных материалов, $1· Ребенок освоил основные приемы работы с различными художественными материалами, знает ихспецифику. |
II. Содержательныйраздел
$12.1. Календарно-тематическое планирование для учащихся от 5 до 6 лет
Старшая группа.
месяц |
Дни недели |
Наименование тем |
Седержание занятия |
||
Базовая программа |
Национально- региональный компонент |
Компонент ДОУ |
|||
Октябрь |
1-4 |
«Осенний лес» |
-пмродолжать формировать представления о нетрадиционных техниках изображения (рисовании способом тычка жёсткой полусухой кистью); -совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, |
Деревья, растущие в нашем регионе |
Развивать чувство цвета, объемности композиции, мышцы кистей рук, творческую активность. |
8-11 |
«Осеннее дерево» |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией, развивать дыхательную систему, развивать воображение, мышление и словарный запас. |
|||
15-18 |
«Осенняя берёзка» |
- совершенствовать умение рисовать в нетрадиционной технике изображения (рисовании способом тычка жёсткой полусухой кистью); -совершенствовать умение правильно держатькисть при рисовании |
|||
22-25 |
«Леди Осень». Техника пластилинографии
|
- учить изображать женский образ Осени посредством пластилинографии; - совершенствовать умение детей в этой технике нетрадиционного изображения; - упражнять в использовании приема растирания, смешивания цветов, втирания цвета в цвет в пластилиновой живописи;- учить создавать выразительный образ в работе с данным материалом |
|||
29 |
«Узоры на платочке». Рисование манкой |
Вызвать интерес к нетрадиционным пособам рисования. Развивать чувство формы, цвета, ритма, композиции. Формировать у детей изобразительные умения и творческие способности. |
|||
Ноябрь |
1 |
«Филимонов-ский букет» |
познакомить с новыми элементами росписи. Развивать познавательную активность детей; Развивать творчество, воображение, мелкую моторику; Расширять представление детей о филимоновских игрушках; Познакомить детей с новыми элемантами росписи |
||
5 |
«Осень в лесу». Акварельный набрызг |
Формирование основ работы акварельным набрызгом; Формирование знаний последовательности выполнения работы; Развивать умение творчески пользоваться техникой акварельного набрызга и в оформительской и основной, творческой работе; Продолжить формирование навыков работы цветом, красками; Расширять знания нетрадиционных техниках изображения; Развивать образное, творческое мышление, развивать моторику, воображение; Воспитывать аккуратность, терпение, усердие эстетический вкус. |
Способствовать формированию практических умений использования акварели в рисунке, традиционными и нетрадиционными способами (набрызг); |
||
8 |
«Букет листьев» Аэрография |
Формирование основ работы аэрографии; Формирование знаний последовательности выполнения работы; Способствовать формированию практических умений использования акварели в рисунке, традиционными и нетрадиционными способами (набрызг); Продолжить формирование навыков работы цветом, красками; Развивать образное, творческое мышление, развивать моторику, воображение; Воспитывать аккуратность, терпение, усердие эстетический вкус. |
|||
12-15 |
«Яблоко и груша». Натюрморт. Рисование на мятой бумаге |
развивать творческие способности, интерес крисованию, развивать воображение, мышление, мелкую моторику и координацию движения рук. Развивать эстетическое восприятие, фантазию. Воспитывать самостоятельность, активность и аккуратность в работе. |
Знакомство с жанром живописи «натюрморт» |
||
19-22 |
«Рыбка». Техника граттаж |
Цель: знакомство воспитателей с техникой рисования «граттаж» и использование её в работе с детьми. Задачи: - развивать творческие способности дошкольников, художественный вкус, чувство композиции, - развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки, - воспитывать желание узнавать новое. |
Краска+жидкое мыло |
||
26-29 |
«Ниточка в стране Рисовании». Рисование нитками |
Продолжать учить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Расширить активный словарь детей словами: шов, стежок, шить, вышивать. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. |
|||
Декабрь |
3 |
«Жостовкие подносы» |
Учить детей составлять узор по мотивамжостовской росписи, используя знания, умения, полученные на предыдущих занятиях, располагать узор четко по центру по. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Развивать чувство цвета, ритма, уметь передавать колоритжостовской росписи. |
Учить детей составлять узор по мотивамжостовской росписи |
|
6 |
«Нарядим барышню в красивое платье». Дымковская игрушка |
Рисование силуэта барышни, украшение узором, выбирая элементы, цвет, композицию. |
Закрепить знания о дымковской игрушке. |
||
10-13 |
«Белая берёза под моим окном». Рисование свечкой |
формировать умение детей варьировать средствами изображения зимних деревьев различными материалами и техниками; |
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе |
||
17-20 |
«Мишка на севере». Salt — соль по мокрой акварели |
$1· познакомить с одним из видов нетрадиционного вида рисования – рисование солью, $1· научить работать в новой технике, познакомить с практическими навыками нанесения соли на лист бумаги. $1· развивать художественно – творческие способности детей, |
воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность в работе. |
||
24-27 |
«Зимний пейзаж» техника «процарапывания». |
Цель: создание рисунка в технике «процарапывания». |
Покрываем лист желтком. Ждем пока яичный слой просохнет и покрываем его белой гуашью. |
- воспитывать аккуратность при работе; |
|
Январь |
14-17 |
«Зимний вечер в лесу». Чёрно-белый граттаж. |
Продолжать знакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя, деревянные палочки. |
||
21-24 |
«Ярмарка. Роспись каргопольской игрушки» |
познакомить детей с особенностями и своеобразием каргопольской игрушки (история возникновения, цвета, элементы); учить расписывать узором глиняную игрушку по народным мотивам; воспитывать интерес к русскому народному творчеству; учить составлять рассказ-описание по игрушке. |
познакомить детей с особенностя- ми и своеобразием каргопольской игрушки |
||
28-31 |
«Заснеженное дерево с совами». Рисование вилкой и манной крупой |
образовательная. Обучение детей методам и приёмам нестандартной технике рисования. - развивающая. Развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом. |
лист бумаги А3 или А4, гуашь, кисти №1, 5, 9, вилка пластмассовая, ватные палочки, крупа манная. |
Воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности при работе с гуашью и вилкой. |
|
Февраль |
4 |
«Золотая хохлома».Роспись хохломских тарелок |
Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту; Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение; |
Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узорахохломской росписи; |
|
7 |
«Создание мраморной бумаги» Рисование пеной для бритья |
показать, разнообразные способы рисования пеной для бритья, познакомить с особенностями техники изображения, упражнять в изображении творческих работ. |
|||
11-14 |
«Зимний пейзаж. Утро» |
Знакомство с новой техникой рисования. Обучение приемам работы на большом формате (А3). Продолжение работы по закреплению понятия перспективы. |
Грунтуем весь лист белойгуашью. |
||
18-21 |
«Сказочный зимний лес». Кляксография |
- развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции; - развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, музыкальных произведений |
воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку, поэзию. |
||
25-28 |
Рисование мыльными пузырями |
Продолжать учить детей новой техники рисования. Продолжать развивать воображение. Воспитывать эстетически развитую личность. |
|||
Март |
4 |
«Весеннее дерево». Техника выдувания трубочкой |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией, развивать дыхательную систему, развивать воображение, мышление и словарный запас. |
||
7 |
«Дерево». техника -монотопия |
Познакомить с игровыми приемами развития изобразительных умений детей в технике «монотипия», с необходимыми средствами для выполнения работ в данной технике. |
|||
11-14 |
«Расписывания посуды росписью Гжельских мастеров» |
Развивать творческое использование усвоенных приёмов росписи. Учить детей восстановлению узоров Гжельской росписи на «изделиях разной формы силуэтного изображения, передавая чёткие мазки, дуги, точки, прямые и волнистые линии, листья и розы синего цвета. Прививать любовь к искусству мастеров Гжели сине-голубого чуда. |
Продолжай знакомство с изделиями Гжельских мастеров |
||
18-21 |
Рисуем весенний пейзаж в технике «Пуантилизм» |
Задачи обучения изобразительной деятельности (пластилиновая живопись): - продолжать учить изображать весенний пейзаж посредством пластилинографии; - совершенствовать умение детей в этой технике нетрадиционного изображения; - упражнять в использовании приема растирания, смешивания цветов, втирания цвета в цвет в пластилиновой живописи;- продолжать учить создавать выразительный образ в работе с данным материалом |
|||
25-28 |
«Веточка сакуры» |
Знакомство с новой техникой рисования. Продолжение работы по закреплению понятия смешивание красок |
|||
Апрель |
1-4 |
«Городецкие узоры» |
учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды. Изображать гирлянду в указанной последовательности от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Упражнять детей в смешивании красок для получения розового и голубого цветов. |
Расширение представления о том, что одинаковые предметы могут украшаться по - разному. |
|
8-11 |
«Букет сирени в вазе». Мятой бумагой |
закреплять знание жанровых особенностей натюрморта и пейзажа; - учить передавать характерные особенности цветов сирени, используя прием накладывания краски в несколько слоев (каждый следующий слой светлее предыдущего. - развивать цветовосприятие и чувство композиции, эстетическое восприятие мира природы и произведений изобразительного искусства. - воспитывать навыки адекватной самооценки своей деятельности. |
Создание интереса к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах. |
||
15-18 |
«Бабочки, цветы на поляне». Техника - рисование нитью |
развитие творческих способностей детей; заряд положительной энергией, снятие эмоционального напряжения путём применения нетрадиционных технологий художественной деятельности. |
Развитие абстрактного мышления, воображения, умение видеть образ в пятне. |
||
22-25 |
«Космос». Техника - рисование цветной манкой |
Продолжать знакомить детей с манкой как с материалом для рисования, учить выполнять простые рисунки на манке с использованием различного оборудования. |
Совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между детьми и взрослыми, воспитывать умение работать в коллективе, индивидуально. |
||
29 |
«Рисуем попугаев в нетрадиционной технике рисования» (ват-ными палочками). |
Закрепить знания детей о разных птицах и их «домах»; Развивать мышление, память, речь, мелкую моторику рук. |
$12.2.Содержание программы для учащихся от 5 до 6лет
Старшая группа.
$1• Познакомить с творчеством художников-иллюстраторов Е.И.Чарушина, И.Я.Билибина, Ю.А. Васнецова. Изучать основыкомпозиции.
$1• Продолжать знакомить детей с многообразием техникрисования.
$1• Расширять представления детейовозможностях и качествах различных художественных материалах и способах изображения на примерах различныххудожников.
$1• Знакомить детей с основами теории рисунка и живописи, историей изобразительного искусства и с творчеством выдающихсяхудожников.
$1• Учить детей выполнять кратковременные наброски, подмечая характерные особенности предметовизображения.
$1• Учить детей выполнять работу поэтапно, распределяя задачи и этапы рисованиясамостоятельно.
$1• Расширять представления детей о цвете, его особенностях, градации и способах смешения и получения различныхоттенков.
$1• Использовать в работах детей холодную и теплую гаммыцветов.
$1• Учить детей выполнять работу в теплой и холодной цветовой гамме в зависимости от смыслового значения сюжетарисунка.
$1• Развивать пространственное мышление и воображениедетей.
$1• Учить детей рассматривать и анализировать объекты окружающего мира для дальнейшего воплощения художественногообраза.
$1• Развивать внимание к деталям инаблюдательность.
$1• Воспитывать самостоятельность в выборе сюжета и художественныхматериалов.
$1• Использовать декоративность и гармоничностьколорита.
$1• Знакомить с декоративно-прикладным искусством (хохломская роспись, гжельская роспись, городецкаяроспись).
$1• Осваивать способы изображения разных элементов росписи: нескольких видов цветов, бутонов,листьев.
$1• Учить сочетать несколько элементов росписи в единуюкомпозицию.
$1• Знакомить детей с историей возникновения народных промыслов, их колоритом иособенностями.
$1• Знакомить с жанром живописи — натюрмортом, с его содержанием, средствамивыразительности.
$1• Учить достигать выразительности в рисовании через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображение мелких деталей у овощей и фруктов: черешков, чашелистников иботвы
$1• Познакомить с жанром живописи —пейзажем.
$1• Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником вкартине.
$1• Помочь овладеть способом изображения предметов в сюжетном рисовании на широкой полосе земли ближе идальше.
$1• Знакомить с жанром живописи — портретом. Объяснить, что портрет — это изображение конкретного человека, его душевных качеств и настроения.
$1• Учить передавать в рисунке настроение и выражениелица.
$1• Научить изображать человека в разной одежде, передавать движениечеловека.
$1• Развивать способность рассматривать и созерцать карти¬ны известных мастеровживописи.
$1• Учить детей рисовать животных, дополняя рисунок подробностями и деталями, свойственными определенномуживотному.
$1• Помочь овладеть композиционными умениями построения сюжетныхрисунков.
$1• Развиватьнаблюдательность.
$1• Познакомить детей с новыми направлениями вискусстве.
$1• Учить детей передавать образы и настроение с помощью цвета и художественныхприемов.
$1• Развивать фантазию и самостоятельность детей в выборе сюжета длярисования.
№ п/п |
Блок учебного плана |
теория |
практика |
Старшая группа |
|||
1 |
Многообразие художественных материалов. |
Знакомство с художественными материалами. Расширение знаний детей о художниках и произведениях искусства. |
Выполнение самостоятельной творческой работы – рисование. |
2 |
Цветоведение. |
Расширение знаний детей о понятии цвет, оттенки, цветовые градации. |
Выполнение самостоятельной творческой работы – рисование. |
3 |
Предметное рисование. |
Уточнение знаний детей о способах изображенияпредметов |
Выполнение самостоятельной творческой работы – рисование. |
4 |
ДПИ и народные промыслы. |
Знакомство с народным искусством и правилами выполнения декоративных работ. |
Выполнение самостоятельной творческой работы – рисование. |
5 |
Натюрморт. |
Знакомство с жанром изобразительного искусстванатюрморт |
Выполнение самостоятельной творческой работы – рисование. |
6 |
Пейзаж. |
Знакомство с жанром изобразительного искусствапейзаж. |
Выполнение самостоятельной творческой работы – рисование. |
7 |
Портрет. |
Знакомство с жанром изобразительного искусствапортрет |
Выполнение самостоятельной творческой работы – рисование. |
8 |
Знакомство с жанрами изобразительного искусства. |
Знакомство с жанрами изобразительного искусства |
Выполнение самостоятельной творческой работы – рисование. |
9 |
Многообразие изобразительного искусства (направления изо.искусства). |
Знакомство с направлениями изобразительногоискусства |
Выполнение самостоятельной творческой работы – рисование. |
10 |
Контрольные и итоговые занятия |
Закрепление знаний детей об изобразительномискусстве |
Выполнение самостоятельной творческой работы – рисование. |
III. Организационный раздел.
3.1. Учебный план
Решение задачразделовПрограммы предусмотрено на занятиях согласно учебного плана, в котором отражены названия тем, количество теоретических и практических часов, а так же учтены формыконтроля.
№ п\п |
Возрастная группа |
Количество учебных занятий |
Продолжительность занятия |
||
неделя |
месяц |
год |
|||
1 |
Группа детей от 5 до 6 |
2 |
8-9 |
58 |
20-25 мин |
Занятия строятся на единых принципах, которые обеспечивают целостность педагогического процесса, и в соответствии с рекомендуемыми требованиями СанПиН: объёмом учебной нагрузки, продолжительностью занятия с учетом возраста детей.
Учебный план
Программой предусмотрен учебный план, в котором отражены названия тем, количество теоретических и практических часов, а так же учтены формы контроля.
N п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
Старшая группа |
|||||
1 |
Многообразие художественных материалов. |
15 |
4 |
11 |
Беседа, дидактическая игра, самостоятельная работа. |
2 |
Цветоведение. |
6 |
1 |
5 |
Беседа, опрос, самостоятельная работа. |
3 |
Предметное рисование. |
6 |
1 |
5 |
Беседа, опрос, самостоятельная работа. |
4 |
ДПИ и народные промыслы. |
7 |
1 |
6 |
Беседа, дидактическаяигра, самостоятельная работа. |
5 |
Натюрморт. |
3 |
1 |
2 |
Беседа, опрос, самостоятельная работа. |
6 |
Пейзаж. |
9 |
3 |
6 |
Беседа, самостоятельная работа. |
7 |
Портрет. |
3 |
1 |
2 |
Беседа, самостоятельная работа. |
8 |
Знакомство с жанрами изобразительного искусства. |
5 |
2 |
3 |
Беседа, опрос, дидактическая игра, самостоятельная работа. |
9 |
Многообразие изобразительного искусства (направления изо.искусства). |
2 |
1 |
1 |
Беседа, опрос, самостоятельная работа. |
10 |
Контрольные и итоговые занятия |
2 |
1 |
1 |
Беседа, опрос, самостоятельная работа. |
Итого за уч. год |
58 |
16 |
42 |
1.2.Календарный учебный график
Программа в условиях дополнительного образования детей в ГБДОУ ДОГ «Малыш» ориентирована на развитие способностей детей дошкольного возраста и рассчитана на год с учётом календарного учебногографика.
Занятия строятся на единых принципах, которые обеспечивают целостность педагогического процесса, и в соответствии с рекомендуемыми требованиями СанПиН: объёмом учебной нагрузки, продолжительностью занятия с учетом возраста детей - 20-25 минут.
Календарный учебный график
Год обучени я |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
Всего учебных недель |
Количеств о учебных часов |
Режим занятий |
1 год |
Октябрь |
Апрель |
27 |
58 |
2 занятия в неделю для каждой подгруппы Понедельник Старший возраст 18.00-19.00 Среда Старший возраст 18.00-19.00 |
$13.3. Объём и сроки освоенияПрограммы
Объем и сроки освоения программы определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». При проектировании Программы учитывались требования к уровню ее освоения согласно требованиям к уровню освоения программы.
Требования к уровню освоения Программы
уровень освоения программы |
показатели |
целеполагание |
требования к результативности освоения программы |
|
срок реализац ии |
максималь ный объем программы (в год) |
|||
Углубленный |
1 год |
до 60 часов |
$11. Формирование и развитие творческихспособностей детей, формирование общей культуры учащихся. $12. Удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. $13. Развитиехудожественных способностей детейи формирование эстетической картины мира. Формирование личностных качеств и социально значимыхкомпетенций. |
$1- Освоение прогнозируемых результатов программы. Проведение итоговогозанятия. |
$13.4.Учебно-методическийкомплекс
Для реализации Программы используются методические материалы и средства обучения и воспитания.
методические материалы и средства обучения и воспитания |
|
учебно-наглядные пособия |
$1- Художественные материалы иинструменты $1- Схемы $1- Иллюстрации $1- Репродукциикартин |
Список литературы |
Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: метод. Пособие для воспитателей.- М.: Просвещение, 2006 Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий.- М.: «Издательство Скрипторий 2013», 2013 Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006 Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М. «ТЦ Сфера» 2002. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. Королева Т.В. Занятия по рисованию в детском саду. – М. «Владос» 2007. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз –Дидактика», 2006. $1- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.- М.:ИД «Цветной мир», 2014 Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. – М. «ТЦ Сфера» 2016. |
$13.5. Система контроля результативностиобучения
Система контроля результативности обучения представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в РоссийскойФедерации».
Система контроля результативности обучения, направлена в первую очередь на оценивание условий в процессе образовательной деятельности. Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, включая психолого-педагогические.
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
$1· педагогические наблюдения, связанные с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшейоптимизации;
$1· открытыезанятия.
Программа предоставляет педагогу право самостоятельного выбора инструментов педагогической оценки детей. Оценивание качества образовательной деятельности:
$11) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольноговозраста;
$12) учитывает факт разнообразия путей развитияребенка;
$13) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольногообразования;
$14) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания качества образовательной деятельности для семьи, образовательной организации и для педагогов всоответствии:
$1– с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольномдетстве;
$1– разнообразием вариантов образовательной среды. Оценка результатов освоения программы необходимадля:
-выявления начального уровня развития способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
-прослеживания динамики развития;
-проектирования и индивидуальной работы;
-оценки эффекта педагогического воздействия
-прослеживания динамики развития;
-проектирования и индивидуальной работы;
-оценки эффекта педагогического воздействия
Результаты изобразительной деятельности, материализуются в форме конкретного продукта (рисунка), объективно отражают динамику художественного и общего развития детей, визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребенка.
Формы подведения итогов реализации программы
$1· Составление альбома фотографий лучшихработ.
$1· Проведение выставок детских творческих работ,конкурсов.
$1· Проведение открытыхзанятий
Диагностика художественно-творческих способностей дошкольников
Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребенка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребенком навыками изобразительной деятельности.
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии.
Этот критерий включает четыре группы показателей:
а) характер линии 3- слитная;
2- линия прерывистая;
$11- дрожащая (жесткая, грубая); б)нажим:
3 - средний;
$12- сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу; 1-слабый, иногда еле видный;
в)раскрашивание (размах):
$13- мелкими штрихами, не выходящими за пределыконтура;
$12- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура: 1- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределахконтура;
г) регуляция силы нажима:
$13-регулируется сила нажима, раскрашивание в пределахконтура;
2- не всегда регулируется сила нажима и размах;
1-не регулируется сила нажима, выход за пределы контура. 2 Регуляция деятельности.
а) отношение к оценке взрослого:
3- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
2- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается, при замечании - сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
1- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется); б) оценка ребенком созданного им изображения:
3- адекватна;
2- неадекватна (завышенная, заниженная); 1- отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится: 3- к предложенному заданию;
2- к процессу деятельности;
1- к продукту собственной деятельности.
$13. Уровеньсамостоятельности:
3- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; 2- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается
$11 - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому необращается.
$14. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла
Анализ продукта деятельности
$11. Содержание изображения (полнота изображения образа). В этом критерии не выделены показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенкомизображения
$12. Передачаформы
З - форма передана точно;
$12 - есть незначительныеискажения;
1 - искажения значительные, форма не удалась.
$13. Строениепредмета:
3 - части расположены верно;
2- есть незначительные искажения;
1-части предмета расположены неверно.
$14. Передача пропорции предмета визображении:
3- пропорции предмета соблюдаются;
2- есть незначительные искажения;
1- пропорции предмета переданы неверно.
$15. Композиция.
а) расположение изображений на листе:
3-по всему листу;
2- на полосе листа;
1- не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
1- цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
3- многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого; 2- преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно,
1-безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете или случайно зятыми цветами.
3- соблюдается пропорциональность в изображении предметов; 2- есть незначительные искажения;
$11- пропорциональность разных предметов передананеверно.
$16. Передачадвижения:
1.движение передано достаточно четко;
2.движение передано неопределенно, неумело; 3.изображение статичное.
7. Цвет. В этом критерии выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:
а) цветовое решение изображения:
3 -передан реальный цвет предметов;
$12- есть отступления от реальнойокраски;
№ |
Фамилия . Имя |
Анализ процесса деятельности |
Анализ продукта деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характер линии |
Регуляция деятельности |
Уровень самостоятельности |
Творчество творчество |
Содержание изображения (полнота изображения образа |
Передача формы |
Строение предмета |
Передача пропорции предмета в изображении |
Композиция |
Передача движения |
Цвет. |
|||||||||||||||||||||||||||
характер линии |
нажим |
раскрашивание |
регуляция силы нажима |
отношение к оценке взрослого |
оценка ребенком созданного им изображения |
эмоциональное отношение кдеятельности |
расположение изображений на листе |
соотношение по величине разных изображений |
цветовое решение изображения |
разнообразие цветовой гаммы изображения |
|||||||||||||||||||||||||||
Диагностика художественно-творческих способностей дошкольников
Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень
Уровень художественно творческих способностей |
Начало учебного года % |
Конец учебного года % |
Низкий уровень |
||
Средний уровень |
||
Высокий уровень |
$13.6. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержанияпрограммы
В дальнейшем планируется работа по углублению знаний детей об изобразительном искусстве, опираясь на последовательное получение новых знаний и навыков. Также планируется расширение перечня художественных материалов для творчества детей и знакомство со специфическими художественными техниками и направлениями.
Будет продолжаться просветительская работа для детей и родителей с помощью интернет ресурсов. Также запланировано изготовление специальных пособий и плакатов для занятий изобразительным искусством.