Аннотация дополнительной образовательной программы «Карандашик»

для детей с 3 до 7 лет

Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний — часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Эта программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 3-7 лет и разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности для детского сада с учетом обновления содержания по парциальным программам. Программа предусматривает также интеграцию разных областей знаний: изобразительного искусства и художественной литературы, декоративно-прикладного искусства, художественно- экологического «Природа и художник».

Целью курса является формирование у детей умений и навыков в рисовании. Развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Программа разработана на основе художественно-творческой программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки»

Задачи:

1.Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.

2.      Формировать   сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения.

3.        Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

4.      Учить     детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

5.   Обучать приемам модульного рисования.

6.    Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

7.   Формировать умение оценивать созданные изображения.

8.    Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек. Обращать знимание детей на выразительные средства. Учить замечать сочетания цветов, засположение элементов узора.

9.          Воспитывать  у детей интерес к изобразительной деятельности.

10.      Воспитывать  культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

11 .Развивать мелкую и общую моторику, ручную умелость посредством использования разнообразных техник и материалов.

12. Развивать внимание, память, мышление, воображение средствами изодеятельности.

Содержание программы

Блоки

Младше-средняя группа

Старшая и подготовительная группа

1

2

3

1. Растения, явления природы

1 . Познакомить детей с одним из жанров живописи - пейзажем. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.

2.Учить передавать в рисунках колорит пейзажа разных времён года, погоды.

3.Помочь в овладении способом изображения предметов в сюжетном рисунке на широкой полосе земли в близи и в отдалении.

3 .Учить передавать характерные особенности кустов, деревьев разных пород: берёзы. Тополя, осины, рябины, ели и др.

4.             Формировать          умение использовать в сюжетных рисунках рациональные способы рисования однородных предметов (деревья).

5.    Учить     различать разные оттенки цветов по степени яркости.

4.        Учить   использовать несколько цветов акварельных красок при изображении вечернего или утреннего неба, земли, снега, листвы путём размыва и смешивания красок.

5.   Развивать           умение различать в оттенках цвета его составные: жёлто- зелёный, красно-оранжевый

6.                            Учить     использовать разные приёмы рисования щетинной кистью (для изображения листвы, травы, хвои). Учить передавать особенности живого дерева, явлений природы «трепетным» штрихом.

7.                                           Развивать   творческие способности детей, учить делать дополнения в рисунках, расширять их содержание на основе имеющихся представлений и ранее освоенных умений, самостоятельно выбирать содержание рисунка на предложенную тему.

2. Животные

1.Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать их в рисунке.

2.Учить придавать образам животных выразительность через изображение

несложных движений и их позу.

3.Научить детей характерно изображать шерсть, оперение следующими

приёмами: штрихами разного характера, разным нажимом, растушёвкой,

жёсткой кистью.

4.Развивать по средствам осязания ощущения формы.

5.Научить воплощаться в образ формы.

6.Формировать навык модульного рисования при передаче образа животных и

птиц.

7.Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления о

животных и сказочных персонажей, ознакомив их с иллюстрациями

Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачеева.

8.формировать обобщённое представление о внешнем облике птиц, понимание,

что все птицы сходны по строению, несмотря на различия в окраске, форме и

величине частей.

9.Формировать умения передавать в рисунке характерные особенности разных

птиц.

3. Человек

1 .Дать представление о модульном изображении человека.

2.Познакомить с одним из жанров

живописи - портретом.

3.учить изображать человека в

разной одежде, передавать

движения человека; использовать

схемы («палочные человечки») для

передачи движений.

4.Формировать умение передавать

в рисунке настроение и выражение

лица.

5.Продолжать развивать

композиционные умения.

6.Учить использовать разный

нажим карандаша для получения

разного по интенсивности цвета.

2.Учить передавать в портрете характер,

душевные качества, настроение.

3.Помочь овладеть композиционными

умениями построения сюжетных

рисунков:

- изображать место действия, располагая

предметы на широкой полосе земли,

удалённые предметы рисовать меньшей

величины;

- показать взаимосвязь персонажей через

их расположение относительно друг друга

и передачу движений;

- передавать время года и суток через

определённый колорит;

- придавать выразительность образам через передачу характерной формы, подбор цвета.

4. Архитектура

1 .Познакомить детей с архитектурой, научить различать по характерным признакам здания жилые и общественные ( школы, магазины, театры и др.). Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения.

2.Учить изображать разные по архитектуре здания, используя способ моделирования.

3 Учить располагать разные по величине и форме здания и транспортные средства в сюжетном рисунке на широкой полосе земли вблизи и в отдалении, слегка загораживая один предмет другим, а также понимать условные обозначения зданий и автомобилей и располагать предметы на рисунке согласно предложенной схеме.

4.      Развивать          аналитико-синтетические способности детей: умение оценивать результаты своей работы в соответствии с поставленными в начале занятия задачами.

5.      Воспитать         умение использовать разный нажим карандаша при закрашивании изображений, рисовании контуров предметов, набросков.

6. Дать         некоторые представления о работе архитекторов. Познакомить через иллюстративный материал с архитектурой известных зданий Москвы, Санкт- Петербурга и их архитектурными деталями.

7. Учить       детей придумывать свои проекты сказочных дворцов, замков, богато украшать их деталями (шпили, флюгера, фонтаны, башенки, арки и др.).

8.               Учитьдетей изображать в сюжетных рисунках утреннего, вечернего, ночного неба разными цветами, плавно переходящими друг в друга, по средствам рисования «по-мокрому» акварельными красками.

9.Учить        рисовать здания с натуры, стараясь передать особенности архитектуры (церковь, театр и др.)

5. Транспорт

1 .Формировать представления о различных видах транспорта (наземный, воздушный, водный).

2.Формировать умения изображать различные виды транспорта (грузовой

автомобиль, корабль, яхта, космический корабль, самолёт, вертолёт).

3.Учить композиции в сюжетном рисунке, расположению персонажей и предметов на всём листе, одной линии, широкой полосе, располагая их ближе или дальше.

4.       Учить      наносить лёгкий контур карандашом.

5.       Учить      разбавлять акварель в палитре водой, получая краску нужной плотности

4.   Учить       выделять в рисунке главное и существенное цветом, формой, расположением на листе, величиной изображаемого.

5.   Учить       изображать предметы с натуры и по схеме, обогащая рисунок деталями.

6.   Учить основам стилизации

6. Декоративно-прикладное искусство.

1 .Познакомить детей с видами народно-прикладного искусства- хохломской, городецкой росписью на деревянных изделиях.

2.учить детей составлять узоры по мотивам росписей.

3 .Развивать чувство цвета, ритма при составлении узоров; рисовать на разнообразных формах волнистые линии, завиток, цветы, ягоды.

1 .Дать детям обобщённое представление о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей. Познакомить с изделиями прикладного искусства- жостово, гжели, мезенской росписи.

2.Продолжать учить детей рисовать узоры по мотивам хохломской и дымковской росписей: строить на разных изделиях композицию узора с учётом их формы; знать и изображать элементы росписей; использовать цветосочетания, характерные для дымковского, хохломского узоров.

7. Уроки раскрепощения.

1 .Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение, целостное и структурное восприятие: выделять предмет из фона, линий; видеть образ в пятне, абстрактном рисунке

2.Учить передавать своё настроение, характер и настроение животных, явлений природы в эмоциональном характерном нанесении линий, пятен на лист.

3.Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках.

Программа рассчитана на 1 год.