Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад присмотра и оздоровления
«ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ГОРОДОК «МАЛЫШ»
Московского района  Санкт-Петербурга
188380, Ленинградская область, Гатчинский район, пос. Вырица, ул. Московская, дом 61
Телефон/факс   8(81371)49868

 

ПРОГРАММА
«ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ»
в платных группах

Пояснительная записка

     Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана на основе «Программы обучения детей плаванию в детском саду», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации – автор Воронова Е.К.  Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения  о порядке формирования программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях города Санкт-Петербурга. Программа реализуется в ходе учебно-вспомогательного процесса в ГБДОУ ДОГ «Малыш», детский корпус № 6.        

     Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важных звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

     Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения у детей вести себя в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

     Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.

     Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

обучающие:

сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства,

освоить технические элементы плавания,

обучить основному способу плаванию «Кроль»,

познакомить детей с основными  правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне),

развивающие:

развивать двигательную активность детей,

способствовать развитию навыков личной гигиены,

способствовать развитию костно-мышечного корсета,

развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке,

формировать представление о водных видах спорта.

Воспитательные:

воспитывать морально-волевые качества,

воспитывать самостоятельность и организованность,

воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию,

воспитывать интерес к занятиям физической культуры.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптированная к образовательному процессу данного учреждения. В процессе ее  реализации занятиях используются: элементы  акваэробики, синхронного плавания и нестандартное спортивное оборудование.

Возраст детей, участвующих  в реализации данной программы, 4-7 лет.

Срок реализации программы – 6месяцев

Формы и режим занятий.

Содержание программы ориентированно на группы в количестве от 6 до 8 человек. Ведущей формой обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применения дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности.

Дети должны знать:

- основные правила безопасности поведения на воде,

- правила личной гигиены, основы здорового образа жизни.

Дети должны иметь представление:

- о разных стилях плаваниях («кроль», «брасс», «дельфин»),

-о водных видах спорта.

Дети должны уметь:

- погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду,

-выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук и с работой ног,

- плавать способом «кроль» («брасс»  - индивидуально, на груди и спине с полной координацией движений)

Способами определения результативности реализации данной программы является тестирование форсирования навыков плавания, которое проводится 2 раза в год (декабрь, май) в виде контрольных упражнений.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

- открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе,

- спортивные развлечения и праздники на воде,

Способы  проверки ожидаемого результата

Критерии показатели методы

  1. Потребность в познании.

1.1.Знания названий атрибутов для плавания, правил поведения в бассейне и на открытой воде. 1. Информирование, беседа, игра, лекция, просмотр и анализ видеоматериалов, тестирование знаний.

1.2.Знание способов и стилей плавания, водных видов спорта.

  1. Потребность заниматься.

2.1.Посещаемость занятий.

2.2.Активность на занятиях.

2.3.Анализ журнала посещаемости, мотивация, игровой метод, метод одобрения и поощрения.

  1. Самостоятельность и коммуникабельность, гуманное отношение со сверстниками.

3.1.Умение самостоятельно организовывать игры в воде, демонстрировать свои успехи другим сверстникам.

3.2.Умение исправить ошибки в элементах у себя и у своих сверстников.

3.3.Игровой метод, мотивация, личный пример, метод анализа, метод одобрения.

  1. Опыт ЗОЖ

4.1.Потребность в самостоятельных дополнительных занятиях.

4.2.Самообслуживание, гигиена.

4.3.Мотивация, наблюдение, прогноз, метод одобрения, личный пример.

                                            УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Iтриместр  (октябрь, ноябрь, декабрь)

Тема

Часы

1

Техника безопасности

На каждом занятии 2-3 минуты

2

Практика

24

3

Итого

24

Содержание программы

Техника безопасности

Ознакомление с правилами поведения в бассейне. Экскурсия в бассейн, знакомство с раздевалками, душевыми, чашей, оборудованием и игрушками.

Теория

Использование художественного слова:  потешки, стихи, сказки («Водичка, водичка..»,  «Дождик, дождик пуще», «Кораблик»  А.Барто,  «Мойдодыр»  К.Чуковский и др.).

Психологический настрой.

Расширить представление о плавании, купании. Беседы, рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах, фотографий.

Выполнение ОРУ на суше и в воде.

Ознакомление со спортивными способами плавания (демонстрация картинок, открыток, картин, кинофильмов, диафильмов).

Практика

Упражнения для специальной подготовки.

Спуск в бассейн с поддержкой и без.

Освоение различных способов передвижения (бег, ходьба, прыжки) в зале сухого плавания, упражнения ОФП.

Передвижение в воде шагом, бегом, прыжками, держась за поручень, на носках, приставными шагами, с различными движениями рук и т.д.

Спуск в воду с погружением, с подныриванием под нудлс, скольжение в обруч и т.д.

Игры на освоение передвижений в воде: «Змейка», «Паровозик», «Карусели», «Лягушата», «Лодочка с веслами», «Цапли» и др.

Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу, врассыпную.

Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу, из обруча в обруч, которые лежат на воде и др.

Действия с предметами (обручем, мячом, плавательной доской, различными игрушками (плавающими, тонущими, надувными).

Игры для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки»,  «Солнышко и дождик», «Лодочки», «Волны на море» и др.

Погружение в воду на уровне пояса, плеч. шеи, подбородка, глаз. С головой, задерживая дыхание, с выдохом в воду, с образованием  «Пузырей». Дуть не воду.

Погружение в воду: с головой, (задержка дыхания на 2, 4, 8, 16, ныряние за игрушками «Водолазы», ныряние «Тоннель», «Дельфины на охоте»).

Игры для приобретения навыков погружения в воду: «Пружинка», «Мячик», «Тишина», «Уточки моют носик» и др.(

Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: («Воздушный шар», «Дует, дует ветерок», «Сердитая кошка» и др.)

Упражнения на дыхание  в воде: «горячий чай», «дуй на игрушку», «быстрые лодочки» и др.

Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания («медуза», «звездочка на груди», «поплавок»), движение ног как при плавании способом кроль.

Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком в зале сухого плавания и в воде.

Техника выполнения упражнений на освоение с водой у опоры и без («звездочка на груди» «поплавок», «медуза». «стрела»).

Техника работы ног как при плавании способом кроль (из исходного положения, сидя, лежа с опорой и без опоры). Игры: «Фонтан», «Моторчики»…

Скольжение на груди , держась за предмет, опираясь на дно, без опоры, работая ногами как при плавании способом кроль.

Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, поручень и без опоры. С работой ног, как при плавании способом кроль и без работы ног. С круговыми движениями рук (отдельно каждой, попеременно, разнонаправленные и однонаправленные движения рук, с задержкой дыхания и поворотом головы для вдоха).

Игры на освоение навыка скольжения: «Лодочка плывет», «Стрела», «Смелые ребята» и др.

Упражнения для специальной подготовки.

Спуск в воду с последующим погружением, с выполнением заданий («крокодил», «лягушата», «рыбки плещутся»).

Упражнения для ОФП (строевые упражнения, ОРУ, направленные на укрепление всех групп мышц) в зале сухого плавания.

Передвижения в воде шагом, на носках, в высоким поднятием колена, в полуприсиде, с поворотами, с заданиями (например: руки к плечам). Передвижения бегом: парами, «змейкой», со сменой темпа, чередуя с ходьбой. Передвижения прыжками: на двух ногах, на одной, с поворотом, прыжки вверх из воды и др.

Погружение в воду до уровня шеи, подбородка, глаз, с головой, задерживая дыхание, делать выдох в воду (однократный и многократный).

Открывание глаз в воде: «Кто спрятался в пруду?», «Достань игрушку», др. игры и упражнения.

Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания : «Насос», «Ракета-самолет», «Сердитый еж» и др.

Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Раз-два-три-пузыри» и др.

Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания (положение туловища, движение рук и ног).

Упражнения на освоение с водой: «поплавок», «медуза», «стрелка», «запятая»,  «звездочка» (на груди и спине, выполняя у опоры, самостоятельно, лежа свободно на воде).

Движение ног кролем: сидя в воде, руки упор сзади, в упоре лежа на животе (с выдохом в воду, держась за поручень, за плавательную доску, свободно).

Движение рук как при плавании способом кроль: у опоры, в движении (при ходьбе, беге, стоя на месте «Мельница», «Пропеллер», «Лодка с веслами» и др.)

Скольжение на груди и спине с опорой на плавательную доску, свободно, скольжение на груди с работой ног как при способе плавания кроль, с выдохом в воду, с задержкой дыхания.

Скольжение на спине: лежать на спине руки вдоль туловища, руки вверх, с опорой на плавательную доску и без, с работой ног, отталкиваясь от дна двумя ногами, скользить, сочетая движения рук и ног.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

IIтриместр (февраль, март, апрель)

Тема

Часы

1

Техника безопасности

На каждом занятии 2-3 минуты

2

Практика

24

3

Итого

24

Содержание программы

Техника безопасности

Закрепление правил поведения в бассейне через создание игровых и проблемных ситуаций. Основы правильного поведения на воде (на открытых водоемах, использование схем, моделей, картинок, знаков)

Теория

Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы, просмотр и обсуждение картин, фотографий, диафильмов.

Формирование представления о водных видах спорта. Получение наглядного представления о правильных движениях плавания спортивными способами: использование схем упражнений (карточки с изображением отдельных элементов), графические изображения подвижных игр, показ упражнений преподавателем, заранее подготовленного ребенка (формирование у детей психологической установки: доступность упражнения).

Обзор и обсуждение соревнований по плаванию (телеканал «Спорт»).

Практика

Упражнения для специальной подготовки.

Спуск в воду: уходя под воду с головой, со скольжением в обруч, в тоннель, с прыжком в воду, с перепрыгиванием

Упражнения для ОФП в зале сухого плавания: строевые упражнения, ОРУ, направленные на развитие и укрепление всех групп мышц, развития координации, упражнения с отягощением для рук и ног.

Передвижение в воде шагом: на носках, пятках, приставным шагом, на коленях, с приседанием, с продольной и поперечной «змейкой».

Передвижение в воде шагом: гимнастический, приставной, противоходом, «змейкой», в полуприсиде и др.

Передвижение бегом: челночный,  в разном темпе, галопом, выполняя гребковые движения руками, чередуя с ходьбой, в разных направлениях, спиной вперед, высоко поднимая колени, помогая руками.

Передвижения в воде прыжками: выбрасывая ноги вперед, с подныриванием, с выпрыгиванием из воды, доставая подвешенный предмет,

отталкиваясь от воды руками.

Погружение под воду: собирать предметы со дна, с задержкой дыхания (на 8, 16, 20, 32 счета), с открытыми глазами собирать части целого («Собери картинку»), проходить в тоннель и др.

Открывание глаз в воде: «Самый внимательный», «Собери все красного цвета», «Найди ракушку», «Сосчитай все игрушки» и др.

Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Маятник», «Змея», «Хлопок» и др.

Упражнения для дыхания в воде: «Насос», «Качели», «Пароход», «Мотор».

Обучение и закрепление техники выполнения упражнений целиком и по частям в зале и в воде.

Движения рук и ног, выполняемые в зале и воде как при плавании способом кроль и брасс (из разных исходных положений, на месте, у опоры, в движении, в согласовании с дыханием).

Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, свободное скольжение, только с работой рук или ног как при плавании способом кроль, с поворотом головы для вдоха, с многократным вдохом и выдохом, отталкиваясь одной ногой от бортика.

Скольжение на спине: с опорой на плавательную доску и без опоры: с работой ног, сочетая движение рук и ног, отталкиваясь ногой от бортика, отталкиваясь двумя ногами от бортика бассейна, взявшись руками за поручень (старт в воде).

Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног или рук, с опорой на плавательную доску, на бортик бассейна, облегченным кролем, без выноса рук их воды, сочетая работу рук и ног, в согласовании рук, ног и дыхания.

Плавание брассом: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную доску), в свободном плавании, при помощи рук. Сочетая работу рук и ног, в полной координации работы рук, ног и дыхания.

Прыжки в воду: из положения сидя и стоя, выполнять прыжок вперед-вверх, в длину (войти ногами в воду), сидя на бортике бассейна, руками вперед, спиной, обхватив голени руками, медленно заваливаясь назад(сесть в воду).

Игры со скольжением и плаванием: «Тюлени», «Винт», «Чье звено скорее соберется?», «Катера», «Пятнашки-стрела», «Карась и щука».

Игры-эстафеты: «Байдарки», «Передай мяч», «Быстрые лягушки», «Кто дольше», «Самый ловкий».

Игры с элементами водных видов спорта: «Пушбол», «Забавные упражнения», «Циркачи», «Фонтаны», «Утки-нырки» и др.

Спортивные игры: баскетбол, водное поло, водный волейбол

Акваэробика в воде под музыку: комплексы «Морячка», «Аквариум», «Воздушная кукуруза», «Большая стирка» (муз.в стиле «диско» и др.)

Комплексы упражнений в воде с элементами синхронного плавания: «Морские коньки», «Русалочки», «Вальс цветов», «Дельфины» (элементы: «звездочка в кругу», «чехарда»,  «осьминожки»).

Тестирование (контрольное упражнение).

  Методическое обеспечение программы

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  1. Принцип дифференцированного подхода к детям.
  2. Принцип индивидуализации процесса обучения.
  3. Принцип преемственности ДОУ и семьи в вопросах обучения детей плаванию и закаливания.
  4. Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков плавания от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей).
  5. Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности).
  6. Принцип  сознательности и активности.
  7. Принцип наглядности.
  8. Методы и приемы (показ, разучивание, имитация упражнений, использование средств наглядности, исправление ошибострацииик, подвижные игры на суше и в воде и другие игровые приемы, индивидуальная страховка и помощь, круговая тренировка, оценка (самооценка) двигательных действий, соревновательный эффект, контрольные задания).
  9. Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».
  10. Иллюстрации с изображением водных видов спорта.
  11. Картинки с изображениями морских животных.
  12. Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.
  13. Картотека видеоматериалов для теоретических занятий.
  14.  Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого» плавания.
  15. Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.
  16. Комплексы дыхательный упражнений.
  17. Комплексы упражнений с элементами акваэробики и синхронного плавания.
  18. Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.

Материально-техническое обеспечение программы.

  1. Плавательные доски.
  2. Игрушки, предметы, тонущие разных форм и размеров.
  3. Игрушки и предметы, плавающие разных форм и размеров.
  4. Надувные круги разных размеров.
  5. Нарукавники.
  6. Очки для плавания.
  7. Поролоновые палки (нудлсы).
  8. Мячи разных размеров.
  9. Обручи плавающие и с грузом.
  10. Шест.
  11. Поплавки цветные (флажки).
  12. Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.
  13. Музыкальный плеер.
  14. Диски с музыкальными композициями.

                         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Воронова Е.К. Программа обучению плаванию в детском саду. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-80 с.

2.      Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна: Методическое пособие/Коллектив авторов под редакцией Б.Б. Егорова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.-160 с.

3.      Осокина Т.И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1985.-80 с.

4.      Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателя дет .сада и родителей –М.: Просвещение,           1991.-159 с.

5.      Программы начального обучения плаванию/Под ред. С.И. Ежиковой – Москва, 1983. – 70 с.

6.      Лоуренс Д.М. Акваэробика. Упражнения в воде. М.. 2000.

7.      Яковлева С.А. Игры и обучение плаванию младших школьников.//Инструктор по физкультуре. – 2009.  - с.96.

8.      Рокосовская Л.Г. Обучение плаванию способом брасс.// Инструктор по физкультуре. – 2009. – с.55.

9.      Аскарова Н.Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию.//Инструктор по физкультуре. – 2009. – с.38.

10.  Есипова С.Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию.//Инструктор по физкультуре. – 2010. – с.94.

11.  Полунина Н.С. Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания.// Инструктор по физкультуре. – 201-. – с.98.

12.  Яблонская С.В., Циклис С.А. Физкультура и плавание в детском саду.  – М., 2008.