Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Патриотическое воспитание в

ГБДОУ "ДОГ "Малыш"

 

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Актуальность патриотического воспитания

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Цели и задачи

 Патриотическое воспитание в нашем ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками: обустройство патриотических уголков в ДОУ; организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы); проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Мероприятия, проводимые в нашем ДОУ, с целью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день. При подготовке к проведению мероприятия наши воспитанники узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Например, при подготовке празднования Дня Победы мы провели акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучили военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Организовывали встречу с ветеранами войны в рамках проекта «Детям о войне». Также провели выставки рисунков «Нам нужен Мир».

 

 фото загрузить
Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в нашем ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям. Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение. Празднование Масленицы в нашем ДОУ проводится во время прогулки, в котором участвуют все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Воспитанники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению привлекаются  родителей, устроив своеобразную ярмарку.

Раскрытие темы малой родины

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России». Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

фото загрузить

 

Планируя занятия в детском саду, педагоги учитывают основные принципы работы с детьми:

— регионализации;
— непрерывности;
— доступности; научности;
— целостности;
— системности;
— преемственности;
— культурообразности;
— стимулирования детской деятельности.
     Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников может быть разбита на тематические блоки для удобства детского восприятия.

Вот эта улица, вот этот дом

Цель: Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут.
Задачи: Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.
     Воспитатель раскрывает детям неизведанное на улице, где они проживают, учит замечать, как строится город, кто его строит, и как от этого улица становится еще краше. Обращается внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.

Вместе дружная семья

Цель: Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.
Задачи: Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать уважение к самым старшим родственникам, желание заботиться о них.
     В ходе работы с детьми воспитатель формирует представление о семейных корнях: родители, дедушка с бабушкой, прадеды. Изучение биографии своей семьи может превратиться в увлекательное занятие – оформление родословного дерева, где будет фотография и малыша. Педагог может оформить уголок «Делай, как мы», где найдется место фотографиям малышей с родителями в походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад. Красочно оформленный стенд будет способствовать трансляции позитивного родительства, профилактике раннего неблагополучия.

Город, в котором я живу

Цель: Раскрыть красоту города, в котором живут дети, показать его социальную значимость в развитии страны.
Задачи: Рассказать дошкольникам, что такое – продукция предприятия города, на котором работают их близкие родственники. Показать значимость производства на мировом рынке. Познакомить детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой.
     Воспитатель показывает значимость труда родителей дошкольников, их вклад в развитие экономики страны. Ребята знают историю храмов, кому и за какие заслуги воздвигнуты памятники, о чем напоминают нам стелы, братские могилы. Дети, соприкасаясь с историей города, учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны и труда.

Наша кладовая

Цель: Познакомить ребят с разнообразием природных богатств родного края, учить бережно и экономно расходовать их.
Задачи: Развивать представление дошкольников о природных ресурсах страны, их добыче и назначении. Учить детей профессиональной ориентации.
     Воспитатель вместе с воспитанниками изучает «кладовую» страны и определяют пути ее приумножения. Консультации для родителей помогают комплексному воспитанию у ребят экономии водных, электро — тепло ресурсов. Дети учатся хозяйствованию, плановому распределению материальных благ.

Ожидаемый результат

      Младшая группа. Дошкольники знают всех членов семьи, помогают старшим по дому. Знают, в каком городе живут, где находится их дом. Ребята знакомы с объектами культурного назначения. Дети осознают, что они россияне, что их страна самая большая и могучая.
     Средняя группа. Ребята могут самостоятельно убирать свои игрушки. Знают, где работают родители, что они делают на производстве. Знакомы с профессиями в детском саду. Умеют бережно относиться к природным ресурсам. Ориентируются в своем городе, могут рассказать о местонахождении тех или иных объектов соцкультбыта.
     Старшая группа. Дети имеют свои обязанности в доме, заботятся о старших членах семьи. Знают, какие крупные заводы находятся в городе, что на них выпускают. Знакомы с профессиями взрослых, всех членов семьи. Могут подсказать родителям, как сэкономить тепло в доме, электричество, воду. Ребята знакомы с ветеранами войны и труда, знают, какие праздники им посвящены. Рассказывают о корнях своей семьи, ее традициях и своем участии в семейных праздниках. Знают президента, символику РФ, герб своего города.

Формы и методы работы :

  • беседы с рассматриванием фотографий;
  • экскурсии на известные объекты;
  • игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»; «Кто это делает?»;
  • Викторины, брен-ринги, круглый стол;
  • кинолекторий;
  • иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам;
  • конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок ветерану;
  • обмен традициями семьи;
  • туристические походы с семьей по местам боевой славы;
  • вылазки на природу;
  • создание музея «Никто не забыт».

Игры по воспитанию у детей патриотизма  

       Вопросы патриотического воспитания дошкольников включаются в план работы ежемесячно, носят систематический целенаправленный характер.

Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на:
— дидактические: «Чьи родители это делают», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
— настольно-печатные: «Экономим свет, тепло», «Распредели всем поровну», «Стань лидером»; «Биржа»;
— подвижные: «Мы туристы», «Кто быстрее?», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;
— музыкальные: «Янка», «Во поле береза стояла», «Сбор урожая», «Помоги бабушке распутать клубочек»;
— спортивные: «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»;
— сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк».
     Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись. Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

 

 План работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ГБДОУ

Направление работы (тема)

Возраст детей

Частота проведения

ответственные

Патриотическое воспитание

Акция в защиту «лесной красавицы»

5-7 лет

декабрь

воспитатели

« Поэтический образ природы в детском рисунке» (цикл мероприятий)

6-7 лет

в течение 6 месяцев

воспитатели, представитель детской библиотеки

День освобождения г. Ленинграда от фашистской блокады.

5-7 лет

раз в год (январь)

муз. рук-ль, воспитатели

День защитника Отечества

5-7 лет

   раз в год (февраль)

муз. рук-ль, физ.рук.

Всемирный день авиации и космонавтики

5-7 лет

раз в год (апрель)

воспитатели

День Победы

5-7 лет

раз в год (май)

воспитатели

День города Санкт-Петербурга

5-7 лет

раз в год (май)

воспитатели

День России

5-7 лет

раз в год (июнь)

воспитатели

Толерантность. Этнокалендарь

«День народного единства»

6 -7 лет

раз в год (ноябрь)

воспитатели

«День Матери России»

3 -7 лет

раз в год (ноябрь)

воспитатели, музыкальный рук-ль

Международный женский день

3 -7 лет

раз в год (март)

воспитатели

Международный день детской книги

5-7 лет

раз в год (апрель)

музыкальный рук-ль, представитель детской библиотеки

Праздник весны и труда

5-7 лет

раз в год (май)

воспитатели

Толерантность. Приобщение к русской народной культуре

«Осенняя ярмарка»                                                                          

3-7

раз в год

музыкальный рук-ль, воспитатели

Масленица

3-7

раз в год

музыкальный рук-ль, воспитатели

Пасха

5-7

раз в год

музыкальный рук-ль, воспитатели

Методические материалы по патриотическому воспитанию ГБДОУ:

Консультация "Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ"(просмотр)"/131220152300

Консультация "Содержание патриотического воспитания в ДОУ"(просмотр)"/

План работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников на учебный год(просмотр)"/ 

Конспект организованной образовательной деятельности "Семейные обычаи на Руси"(просмотр)"/

Конспект организованной образовательной деятельности "Что мы знаем о России"

Проекты с детьми по патриотическому воспитанию ГБДОУ:

1. Проект с детьми средней группы "Вместе весело живем. День народного единства" Воспитатели: Тиссен О.В ; Ембекова И.Н

2.Проект с детьми подготовительной группы "Знакомство с народной культурой и традициями.Русский фольклор" Воспитатели: Коновалова Н.А; Егорова Т.М; Сидорова М.Ю

3.Проект с детьми средней группы "Наши защитники".Воспитатели: Тиссен О.В; Ембекова И.Н

4.Проект с детьми подготовительной группы "Детям о подвиге животных на войне".Воспитаели: Сидорова А.Г ; Васильева О.П 

5.Проект с детьми младшей группы "С чегоначинаетя Родина?". Воспитатели: Денисова И.Г