Инновационная деятельность ГБДОУ

"Создание системы проектно-исследовательской деятельности в вопросах экологического воспитания в ДОО"

Рисунок1ScanImage72

 

 

ПРОЕКТ

Государственного бюджетного образовательного учреждения детского сада присмотра и оздоровления «Детский оздоровительный городок «Малыш» Московского района Санкт-Петербурга, районной опорной площадки развития образования,

по теме: «Педагогические условия оптимизации процесса экологического образования дошкольников»

Педагогами ГБДОУ «ДОГ «Малыш» реализуются следующие экологические проекты для детей: экологическая онлайн игра для детей дошкольного возраста «Тело человека, онлайн игра «Дикие и домашние животные», игра «Времена года», игра «Вырасти цветок», игра «Фрукты и овощи» . Система праздников, разработанных воспитателями и специалистами: «День воды», игра «Синичкин день», экологическое путешествие «Дом под крышей голубой», 25 сценариев на экологическую тематику,   познавательный час «Лес - наш друг», экологическое лото, экологическая копилка, праздник «Бал цветов», праздник «С днем рождения, Земля!», экологическая игра «В гостях у совы», реализуется в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Педагогическим коллективом постоянно осуществляется досуговая деятельность экологической тематики.

Описание имеющейся системы организации научно-методической деятельности в области образования, обеспечивающей достижение целей и решение задач научно-методической деятельности

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления «Детский оздоровительный городок «Малыш» Московского района Санкт-Петербурга

Дата

Наименование заказчика (ФИО контактного лица, его телефон, электронная почта)

Наименование и краткое описание работ

Реализованныерезультаты

2013

Ленинградский институт развития образования, Гун Г.Е., Лободин Владимир Тихонович 89217821693

Актуальность проблемы создания здоровьесберегающей среды в образовательной организации

Выступление на конференции «Здоровьесозидающая среда образовательного учреждения как основа духовно-нравственного развития учащихся»

2016

Ленинградский институт развития образования, Гун Г.Е., Лободин Владимир Тихонович
89217821693

Роль сетевого взаимодействия в развитии образовательной организации

Сетевое взаимодействие в образовательных организации 260 с

 

Санкт-Петербургский институт Внешнеэкономических Связей Экономики и Права Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

      ·         В сборнике рассматриваются различные аспекты здоровьесбережения в профессиональной   педагогической деятельности

Здоровьесозидающая среда образовательного учреждения как основа духовно-нравственного развития учащихся: под общей редакцией Н.В. Пановой.- 56 стр.   - СПб,

 

Санкт-Петербургский институт Внешнеэкономических Связей Экономики и Права Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

      ·         Научно-практический сборник практик , отражающий здоровье школьника

мат научно-практической конференции с международным участием Проблемы и перспективы развития образования: здоровье   школьника, кто за него в ответе?:

2013

      ·         СПб.: Общество «Знание»

      ·         Профессиональная инновационная культура педагога в современном дошкольном образовании

Сборник научно-методических материалов / отв. ред. Н.В. Панова

2015

       ·         Ленинградский институт развития образования

       ·         Психолого-педагогические условия   личностного развития детей с нарушениями речи

196 с.

2016

      ·         СПб АППО

      ·         Формирование профессиональной компетентности педагогических кадров в работе с детьми с особыми потребностями

      ·         Учебно-методическое пособие-216 с

2012

       ·         СПб АППО

       ·         Служба здоровья в образовательных учреждениях  СПб

      ·         1V региональная научно-практическая конференция

         

2013

       ·         Горно-Алтайск – Барнаул.: Ладомир

      ·         Статья

       ·         Культура и образование:XXI век: мат. междунар.   научно-практ. конф.

2016

     1·         Ленинградский институт развития образования

           

       ·         Сетевое взаимодействие в образовательных организациях: методическое пособие

2013

Пермь издание ВАК 25–28 февраля 2013

        ·         Компетентностный подход в развитии личности педагога

      ·         Второй всероссийской с международным участием   заочной научно-практической конференции: «Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом»: мат. второй заочной международ. научно-практич. конференции.- Ч. 4.- Педагогика.- С.6-10.

2014

издание ВАК Горно-Алтайск – Барнаул

     ·         Формирование коммуникативной компетентности в личностно-профессиональном развитии педагога

      ·         Культура и образование:XXI век»: мат. междунар.   научно-практ. конф. Горно-Алтайск – Барнаул.: Ладомир. – Ч.1.- С. 187-196.

31 января 2013

издание ВАКТамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-общество»- г-Ч.1.

      ·         Влияние индивидуального стиля жизни педагога на его   личностное развитие

      ·         Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: междунар. научно-практ. конф С.89-93.

25 апреля 2014

Семья: межинституциональное взаимодействие в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга СПб.:Из-во Культ-информ-пресс

Рассмотрена система сетевого взаимодействия в работе между дошкольным и школьным звеном   общего образования (статья)

IV   Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием

С 131-134.

2012

издание ВАК 

ЛГУ им. А.С. Пушкина,

      ·         Корпоративная культура образовательного учреждения как условие личностно-профессионального развития педагога

      ·         Образование как фактор развития интеллектуально- нравственного потенциала личности и современного общества: мат. межд. научной конф. 23.11-24.11. / Под об. ред. пр. В.Н. Скворцова

         С. 257-261.

2013

СПб Институт декоративно-прикладного искусства, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

     ·         Развитие содержания дошкольного образования на современном этапе:

           

Сб. научно-методических материалов СПб:,.- 162 с.

2013.

Санкт-Петербургский институт Внешнеэкономических Связей Экономики и Права Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ИВЭСЭП

   ·         Развитие содержания дошкольного образования в создании развивающей среды: Сборник научно-методических материалов. Серия.Пб,– 214 с.

 

2016

Ленинградский институт развития образованияЛОИРО

     1.      Сетевое взаимодействие в образовательных организациях: методическое пособие.- СПб.: -СПб.,.,260 с

     

      

 

2017

Ленинградский институт развития образованияЛОИРО

2. Статья Экологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении,

Экологическая культура в развитии личности дошкольника/ под общим руководством Н.В. Пановой - к.п.н., доцент, Н.А. Багаевой, директора ГБДОУ «ДОГ «МАЛЫШ» Московского района Санкт-Петербурга

2017

Ленинградский институт развития образованияЛОИРО

Экологический проект «Овощные фантазии»,

Экологическая культура в развитии личности дошкольника/ под общим руководством Н.В. Пановой - к.п.н., доцент, Н.А. Багаевой, директора ГБДОУ «ДОГ «МАЛЫШ» Московского района Санкт-Петербурга

2017

Ленинградский институт развития образованияЛОИРО

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Экологическая культура в развитии личности дошкольника/ под общим руководством Н.В. Пановой - к.п.н., доцент, Н.А. Багаевой, директора ГБДОУ «ДОГ «МАЛЫШ» Московского района Санкт-Петербурга

2017

Ленинградский институт развития образованияЛОИРО

Экологический проект «В некотором царстве, в Луковом государстве»,

Экологическая культура в развитии личности дошкольника/ под общим руководством Н.В. Пановой - к.п.н., доцент, Н.А. Багаевой, директора ГБДОУ «ДОГ «МАЛЫШ» Московского района Санкт-Петербурга

2017

Ленинградский институт развития образованияЛОИРО

Экологическая культура и ее ориентировочные основы в развитии личности дошкольника

Экологическая культура в развитии личности дошкольника/ под общим руководством Н.В. Пановой - к.п.н., доцент, Н.А. Багаевой, директора ГБДОУ «ДОГ «МАЛЫШ» Московского района Санкт-Петербурга

2013.

Санкт-Петербургский институт Внешнеэкономических Связей Экономики и Права Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. СПб ИВЭСЭП

Компетентностный подход в научно-методическом сопровождении профессионального здоровья педагога

Проблемы и перспективы развития образования: мат. научно-практ. конф. с международным участием. С.44-51.

2017

Ленинградский институт развития образованияЛОИРО

Путешествие с Лесовичком.

Экологическая культура в развитии личности дошкольника/ под общим руководством Н.В. Пановой - к.п.н., доцент, Н.А. Багаевой, директора ГБДОУ «ДОГ «МАЛЫШ» Московского района Санкт-Петербурга

2017

Ленинградский институт развития образованияЛОИРО

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи общим недоразвитием речи.

Экологическая культура в развитии личности дошкольника/ под общим руководством Н.В. Пановой - к.п.н., доцент, Н.А. Багаевой, директора ГБДОУ «ДОГ «МАЛЫШ» Московского района Санкт-Петербурга

2017

Ленинградский институт развития образованияЛОИРО

Детям об экологии

Экологическая культура в развитии личности дошкольника/ под общим руководством Н.В. Пановой - к.п.н., доцент, Н.А. Багаевой, директора ГБДОУ «ДОГ «МАЛЫШ» Московского района Санкт-Петербурга

2013

Санкт-Петербургский институт Внешнеэкономических Связей Экономики и Права Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ИВЭСЭП

Анализ развития детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования

Развитие содержания дошкольного образования на современном этапе: сб. научно-методических материалов.- С. 235-264

2013

Санкт-Петербургский институт Внешнеэкономических Связей Экономики и Права Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ИВЭСЭП

Роль самоорганизации в повышении качества образования в ГБДОУ.

Развитие содержания дошкольного образования на современном этапе: Сб. научно-методических материалов С.25-36.

2017

Ленинградский институт развития образования

Роль личности педагога и Интернет-сообщества в социализации ребенка.

Экологическая культура в развитии личности дошкольника/ под общим руководством Н.В. Пановой - к.п.н., доцент, Н.А. Багаевой, директора ГБДОУ «ДОГ «МАЛЫШ» Московского района Санкт-Петербурга

2017

Ленинградский институт развития образования

Опыт формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания,

Экологическая культура в развитии личности дошкольника/ под общим руководством Н.В. Пановой - к.п.н., доцент, Н.А. Багаевой, директора ГБДОУ «ДОГ «МАЛЫШ» Московского района Санкт-Петербурга

2013

Санкт-Петербургский институт Внешнеэкономических Связей Экономики и Права Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ИВЭСЭП.

Личностное отношение педагога к гуманитарным ценностям образования

Развитие содержания дошкольного образования на свременном этапе: Сб. научно-методических материалов.-СПб.С. 14-25.

2017

Ленинградский институт развития образования

Деятельность руководителя ДОУ в реализации профессионального стандарта

Экологическая культура в развитии личности дошкольника/ под общим руководством Н.В. Пановой - к.п.н., доцент, Н.А. Багаевой, директора ГБДОУ «ДОГ «МАЛЫШ» Московского района Санкт-Петербурга

Директор ГБДОУ «ДОГ «Малыш»_______________________________ Н.А. Багаева

«Педагогические условия оптимизации процесса экологического образования дошкольников»                                                                  (из анализа программы развития и качества знаний) Достижения воспитателей

группы

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

Социально-коммуникативное

развитие

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Итоговый результат

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

2 гр. раннего возр. "Мишутка"

2,6

4,4

2,6

4

2,5

4,5

2,6

4,3

3,4

4

3

4,2

2 гр. раннего возр. "Капелька"

2,3

4

1,7

3,7

1,7

4

1,8

4,1

1,8

3,8

1,9

 

младшая "Теремок"

1,8

3,6

3,5

4,8

2,3

4,6

1,9

4,8

3,5

4,8

2,6

4,5

Младшая  "Тополёк"

2,6

3,4

2,1

3

2,4

3,2

3,1

4,1

3,1

4

2,6

3,5

Средняя

 "Рябинка"

2,9

3,8

2,9

3,7

3,1

4,1

3,1

4,2

3,1

4,1

3

4

Средняя

 "Солнышко"

2,8

3,4

2,5

3,5

2,4

3,3

2,7

3,4

3,1

4,3

2,7

3,6

Старшая     "Ручеёк"

3,2

3,9

3,1

3,6

3,1

3,4

3,5

3,8

3,5

3,9

3,3

3,7

Старшая        "Умка"

3,2

4,6

2,7

4,4

2,2

4

2,6

4

2,6

4,3

2,7

4,3

Подготовительная "Огоньки"

2,6

3,9

2,3

2,9

1,3

4

2,3

4,1

3,7

4,7

2,4

4

Подготовительная "Ласточка"

2,6

4,5

1,9

4,4

1

3

1,8

4,3

2

3,1

1,9

3,9

Итоговый   показатель по д/к № 6

дети

73

72

73

72

73

72

73

72

73

72

_____

___

%

53

79

58

76

50

82

54

85

69

86

57 %

80%

Итоговый   показатель по д/к № 4

дети

63

76

63

76

63

76

63

76

63

76

-------

-------

%

54

80

44

76

40

70

48

80

50

78

48%

78%

Итоговая до ГБДОУ

%

54

80

51

76

45

76

51

83

60

     
                                   

Директор ГБДОУ «ДОГ «Малыш» ______________________                             Н.А. Багаева

                                                                       подпись                                                              ФИО

                                                                           М.П.

 

Основная идея проекта районная опорная площадка развития образования, включая обоснование значимости для развития системы образования Московского района

Формирование основ экологической культуры детей требует развития у них конкретных знаний и умений, общего понимания природы, меры ответственности за жизнь в конкретной местности. Чрезвычайно важное значение для формирования экологической культуры имеет проблема мировосприятия, подразумевающая развитие у детей определенной системы представлений и понятий, ценностного отношения к природе.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитывается сопереживание к ней. У ребенка возникает активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Знания о природе лишь помогают сформировать у детей эмоционально-нравственное отношение к миру ценностей, его отношения к миру как общему достоянию. Экологический кризис, осознаваемый взрослыми.

Главной задачей экологического воспитания является формирование внутренней потребности у детей работать над разрешением проблем окружающей среды, ответственности за ее состояние. Экологическое воспитание должно привить знания и навыки разумного общения с природой, в ходе которого дети будут применять и развивать методы и способы конструктивного взаимодействия с природой. С самых ранних лет.

Успешность экологического образования зависит от непрерывности на всех его ступенях. Дошкольное детство - ответственный период в жизни человека и первый этап в системе экологического образования. В этот период закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностные ориентации в нем. Важность дошкольного периода в экологическом образовании человека подчеркивали в своих исследованиях А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Л.В. Моисеева и др.

       Экологическое образование дошкольников, новая категория дошкольной педагогики, находится на этапе становления, в рамках которой ведутся исследования в области определения содержания, подходов, принципов, технологий. Наличие разнообразных программ по экологическому образованию дошкольников, программно-методическая литература, учебно-наглядные пособия нового поколения играют большую роль в экологическом образовании дошкольников и способствуют созданию и реализации инновационных воспитательно-образовательных моделей, при которых различными средствами и методами достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей дошкольного возраста. Эффективность действия такой модели во многом зависит и от взрослых, которые окружают ребенка, их взаимоотношения с ребенком, личностная позиция к проблемам экологии и экологического образования, личностных качеств. Реализовать задачи создания в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования, повышения уровня экологического образования персонала и родителей может педагог, обладающий лидерскими качествами.

Вместе с тем, существующая практика и проводимые в этой области исследования показывают, что экологическое образование дошкольников сдерживает ряд обстоятельств, в котором можно выделить:

·                    бедственное состояние социоприродной среды,

·                    низкую экологическую грамотность педагогических кадров,

·                    недостаточное учебно-методическое и материально-техническое обеспечение,

·                    неотлаженность механизмов внедрения экологического воспитания к ознакомлению с природой, низкий уровень состояния природной среды в детских дошкольных учреждениях, отсутствие практики подготовки педагогов в экологическом образовании.

Мы полагаем, что повысить эффективность экологического образования дошкольников можно при условии внесения некоторых изменений в оптимизацию процесса экологического образования дошкольников. Педагогическая идея нашего исследования заключается в определении возможности выхода на новый уровень экологического образования дошкольников через формирование экологического сознания, которое станет проводниками экофильных идей как одна из основополагающих, нравственных установок человека. Этот процесс немыслим без участия педагогов, ибо они работают и на настоящее и на будущее.

Принципы оптимизации процесса экологического образования дошкольников, реализуемые в процессе экологического образования дошкольников

Доступность, которая тесно сопряжена с принципом и является материалом для ребенка определенного возраста. В обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме. Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное должно опираться на объекты ближайшего окружения, таких как собственная метеостанция и ботанический сад, которые связаны с конкретным мышлением детей данного возраста.

Гуманистичность, которая связана, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего и заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.

Прогностичность, которая означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов, когда ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.

Деятельностност, основанная на практиках, которые должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Интеграция, которая активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении и системы выявления уровня компетенций воспитателей по формированию экологического воспитания. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка в обеспечении технологий взаимодействия «взрослый-ребенок», новые формы процесса экологического воспитания.

Целостность отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.

Конструктивизм который означает, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, в решении экологических проблем на примерах ближайшего окружения.

Экологическая культура — как способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
Экологическое образование – как неотъемлемая часть дошкольной педагогики, создающая эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе.

Оптимизации процесса экологического образования - создание развивающей среды (экологическая комната, лаборатория, ботанический сад, живой уголок, мини-музей, экологическая тропинка, метеостанция и т.п.). Рекомендации использования деятельностного подхода, индивидуальных методик в работе с детьми, модульные программы, реализуемые в условиях экологического образования..

Приоритетная задача: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка в оптимизации процесса экологического образования в дошкольном детстве.

Создание образовательной среды, открытой к взаимодействию, что является условием усвоения общих культурных ценностей для каждого дошкольника, поможет в организации и совершенствовании условий успешности освоения ФГОС ДО, где базовая модель деятельности включает образовательные модули, учебные микроисследования, практикумы и т.д., проводимые в игровых формах, в оптимизации экологического образования.

I.     Цели проекта районной опорной площадки развития образования

Разработать и апробировать теоретическое, научно-методическое и организационно-педагогические условия развития экологического образования дошкольников как образовательного пространства. Изучить и оценить эффективность связи с образовательной, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, празднично-игровойподсистемами, включающие процессы становления экологического сознания личности дошкольника в процесс мотивации к познанию и творчеству.

II.       Задачи проекта РОПРО

1. Разработать и апробировать концепцию совершенствования условий экологического образования дошкольников.Выделить условия оптимизации процесса экологического образования дошкольников.

2. Обосновать формирование качеств эколого-педагогической направленности как условия оптимизации процесса экологического образования дошкольников.

3. Выделить компетенции педагога в процессе экологического образования дошкольников, влияющие на оптимизацию этого процесса.

4. Разработать и апробировать модель формирования качеств эколого - педагогической направленности у педагогов дошкольного образования.

5. Выявить показатели и уровни сформированности экологической культуры у дошкольников.

6. Привести в соответствие психологический процесс формирования экологического сознания и процесс экологического образования в ГБДОУ «ДОГ «Малыш» Московского района Санкт-Петербурга

Определить и внедрить в практику работы ГБДОУ «ДОГ «Малыш» Московского района Санкт-Петербурга готовность педагогических кадров к инновационной деятельности посредством гибкой системы повышения их квалификации в области психолого-педагогической и организационно-управленческой деятельности воспитанников. Тиражировать и распространять педагогический опыт средствами практических семинаров, научно-практических конференций, курсов повышения квалификации в создании условий осуществлении образовательного процесса ГБДОУ.

III.   Программа реализации научно-методической деятельности

Этап работы

Задачи этапа

Основное содержание работы
и методы деятельности

Необходимые условия организации работ

Прогнозируемый результат

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

Материалы, подтверждающие выполнение работ по этапу

Сроки выполнения

Этап разработки

1.Разработать концепцию совершенствования условий экологического образования дошкольников ГБДОУ «ДОГ «Малыш», оценить эффективность связи с образовательной, социально-педагогической, социокультурной, культурно-досуговой, празднично-игровойподсистемами реализации через эффективные связи с   образовательной, социально-педагогической, культурно-досуговой, празднично-игровойподсистемами в развитии творческих способностей ребенка.

2.Выявить заинтересованных партнеров в решении проблем экологического образования ГБДОУ

1.Изучение

системы эффективности связи с образовательной, культурно-досуговой, празднично-игровойподсистемами экологического образования дошкольников

2.Описание элементов модели совершенствования условий педагогической, социокультурной, культурно-досуговой, празднично-игровойподсистемами в дошкольном образовании.

3. Принять пакет локальных актов (договоры, функциональные и должностные инструкции и др.)по проблеме

экспериментальной работы..

1. Поиск новых резервов ГБДОУ «ДОГ «Малыш» в создании условий организации деятельности детей как средства их воспитания к пониманию самоценности природы, осознанию ребенком себя как части природы в процессе

социализации.

2. Создание материально-технической базы в ГБДОУ «ДОГ «Малыш» по совершенствованию условий социально-педагогической, социокультурной, культурно-досуговой, празднично-игровойподсистемами в развитии ребенка.

3.Поиск партнеров научно-педагогического сообщества в решении проблем развития способностей ребенка в экологической культуры у дошкольников

4. Создание страницы для родителей, включающей анализ процессов становления экологического

сознания личности, ее духовной культуры, как процесса мотивации к познанию и творчеству .

1. Концепция совершенствования условий экологического образования в резервов ГБДОУ «ДОГ «Малыш» на основе сетевого взаимодействия с целью совершенствования условий экологического образования дошкольников.

2.Наличие договоров с сетевыми партнерами по

реализации условий экологического образования дошкольников, развития способностей ребенка как детерминация потребности создания, совершенствования и развития.



$11.     

1. Психологическая экспертиза комфортности

педагогической, социокультурной, культурно-досуговой, празднично-игровойподсистем.

2.Мониторинг опубликованных статей, материалов и разработок по проблеме 3.Мониторинг локальных актов по теме исследования.

4.Мониторинг содержания страницы сайта с рекомендациями для различных участников образовательного процесса.

1.Материалы, разработки конкретизация концепции научно-методического и организационно-педагогического обеспечения совершенствования условий экологического образования дошкольников развития план работы, статьи сотрудников по изучаемой проблеме экологического образования дошкольников.

2.Методические рекомендации для педагогов по организации мероприятий с обучающимися разного возраста с использованием техник досуговой, празднично-игровой деятельности.

3.Договора с сетевыми партнерами.

4.Локальные акты(договора , функциональные и должностные инструкции.

2018-2019 год

Этап внедрения

1.  Разработать на основе концепции совершенствования условий экологического образования дошкольниковиспользование передовых педагогических технологий, разнообразных методов, способствующих развитию экологической культуры у дошкольников.

2.  Выявить основные векторы работы по актуализации качеств эколого-педагогической направленности как условия оптимизации процесса экологического образования дошкольников.

3.  Оценить состояние различных сторон реализации новых направлений деятельности экологической культуры у дошкольников с учетом интересов, запросов учащихся с учетом возрастных особенностей дошкольников.

4.  Выделить основную деятельность через создание гибкой системы социально-значимых проектов экологической направленности дошкольников, новых форматов практик   экологического образования, техник взаимодействия»взрослый-ребенок» в системе экологического воспитания.

1.Выделить основную группу факторов, формирующих различные характеристики передовых педагогических технологий, разнообразных методов, способствующих развитию экологической культуры у дошкольников.2.Разработать рекомендации для педагогов, родителей по механизмам экологического сознания дошкольников.

3.Внести изменения в программу развития в ГБДОУ «ДОГ «Малыш».

4.Изучить запросы семьи с учетом их интересов, запросов учащихся с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Разработать систему социально-значимых проектов для дошкольников экологической направленности различных возрастных групп.

1. Реализовывать мотивационные механизмы в организации опытно-экспериментальной работы сотрудников ГБДОУ «ДОГ «Малыш».

2. Договора с партнерами по реализации развития экологической культуры у дошкольников.

3. Привлечение ученых и практиков, занимающихся проблемами экологического образования дошкольников.

4. Привлечение сетевых партнеров для проведения исследований по проблеме экологического образования дошкольников.

1.Распространение передовых педагогических технологий, разнообразных методов, способствующих развитию, техник, направленных на развитие научно-методического и организационно-педагогического обеспечения развития экологического образования дошкольников.

2.Реализация договорной деятельности с партнерами по реализации

деятельности по развитию экологической культуры у дошкольников

Аналитическая справка по результатам деятельности.

3.Применение в практике деятельности критериев оценки

успешности дошкольников в экологическом образовании.

     2.      Разработки социально-значимых практик, основанных на взаимодействии на взаимодействии «взрослый-ребенок» по использованию метеолаборатории и ботанического сада экологической направленности.

1.Экспертиза

наличия и применения   педагогических технологий, разнообразных методов, способствующих развитию экологической культуры дошкольников

3.Экспертиза модульных программ по развитию экологической культуры дошкольников

4. Мониторинг по результатам практики по реализации новых направлений деятельности по развитию экологической культуры у дошкольников с учетом возрастных особенностей детей.

1.                                                                    

Анонс достижений дошкольников на сайте ГБДОУ «ДОГ «Малыш».

2.Учебные программы, ориентированные на развитие экологической культуры дошкольников.

3.Методические разработки занятий на территории ГБОУ «Детский оздоровительный городок «Малыш», с учетом комплекса «Ботанический сад» и «Метеостанции».

Сентябрь 2019-май 2020

Этап тиражирования и распространения педагогического опыта внедрения

1.Внедрить в

практику   работы готовность педагогических кадров к инновационной деятельности посредством

гибкой системы повышения их квалификации в области

оптимизации

процесса экологического образования дошкольников .

2.Тиражировать и распространять педагогический

опыт средствами практических семинаров, научно-практических конференций,

курсов повышения квалификации, внутрифир-

менного обучения, с привлечением

службы сопровождения ГБДОУ в создании условий экологического образования дошкольников.

3. Издание методических рекомендаций и в рамках реализации концепции совершен-

ствования условий экологического образования дошкольников.

4. Подготовка и проведение Городской научно-практической конференции

«Экологическое образование дошкольников»

1. Повышение квалификации в области экологического образования дошкольников.

2.Подготовка и издание печатных изданий по итогам обобщения опыта.

  1. Проведение практических семинаров, научно-практических конференций по вопросам совершенствования условий экологического образования дошкольников .

4. Организа

ционно-подготовительная работа по проведению научно-практической конференции: создание и рассылка информационного письма, прием заявок на участие в конференции, приме статей в сборник по итогам научно-практической конференции.

5. Подготовка и издание Методических рекомендаций«Создание условий оптимизации процесса экологического образования дошкольников»

по итогам научно-практической конференции

     1.      Организа-

ционные и материальные ресурсы для проведения семинаров, учеб, курсов по изучению детьми дошкольного возраста некоторых природных закономерностей на конкретных примерах.

2. Привлечение квалифицированных преподавателей для проведения семинаров, учеб, курсов повышения квалификации.

3.

Организационные и материальные ресурсы для проведения научно-практической конференции.

4. Договор с типографией для выпуска печатной продукции.

1.Комплекс

Печатная продукция:

А) Методические рекомендации «Экологическое образование дошкольников».

Б)

Сборник научных статей по итогам научно-практической конференции.

2. Учебно-тематические планы практических семинаров, учеб и курсов повышения квалификации для работников ГБДОУ по экологической проблеме.

1.Мониторинг опубликованной печатной продукции.

2.Мониторинг количества специалистов, участвующих в учебных мероприятиях, получивших удостоверения о повышении квалификации, в научно-практической конференции.

3.Мониторинг учебно-тематических планов учебных мероприятий и программы конференции.

1. Программы внутрифирменного обучения педагогических работников   дошкольного образовательного учреждения по экологической проблематике, направленные на развитие детей.

2.Методические рекомендации по организации использования комплекса «Ботанический сад» и «метео-

станция» для дошкольных

образовательных учреждений.

3. Сборник научных статей по итогам научно-практической конференции.

3. Учебно-тематические планы практических семинаров, учеб и курсов повышения квалификации.

4. Программа Городской научно-практической конференции.

Сентябрь 2020-май 2021

Конечный(ые) продукт(ы) районной опорной площадки развития образования

1.Концепция совершенствования условий экологического образования дошкольников ГБДОУ «ДОГ «Малыш».

2. Программы организации деятельности комплекса ботанического сада и метеостанции на основе предложенной концепции совершенствования условий экологического образования дошкольников с учетом их возрастных особенностей и познавательных интересов.

3. Диагностические материалы для оценки эффектов влияния условий экологического образования дошкольников на дошкольников.

4. Программа курсов внутрифирменного повышения квалификации «Содержание и сущность оптимизации процесса экологического образования дошкольников».

5.Методические рекомендации «Создание условий оптимизации процесса экологического образования дошкольников»

IV.   Предложения по распространению и внедрению результатов проекта ОЭР в образовательную практику

·         Проведение практических семинаров, учеб, курсов повышения квалификации работников дошкольных учреждений.

·         Издание и распространение на семинарах, учебах и курсах материалов из опыта работы, методических рекомендаций по организации совершенствования и обновления содержания экологического образования детей как целостного явления в его развитии.

·         Проведение Городской научно-практической конференции с целью: изучения и обобщения опыта дошкольных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Педагогические условия оптимизации процесса экологического образования дошкольников», способности самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно для подготовки их к дальнейшему успешному профессиональному росту.

·         Обеспечение открытости и взаимодействия воспитательно-образовательного процесса в создании помощи сетевым партнерам, занимающихся проблемой гибкой системы повышения их квалификации в областиоптимизации процесса экологического образования дошкольников.

V.  Ресурсное обеспечение:

Кадровый состав ГБДОУ «ДОГ «Малыш» Московского района Санкт-Петербурга готов к реализации предложенной инновационнойобразовательной программы, имеет опыт РЭП по теме:«Педагогические условия оптимизации процесса экологического образования дошкольников».

1.                  Педагогический коллектив включает: 1 кандидата наук, 4 человека имеют министерскую награду «Почетный работник образования», Кадровый состав, готовый к ведению ОЭР: в ГБДОУ «ДОГ «Малыш» работает 32 педагога, в том числе:

·                    1 кандидата наук;

·                    5 педагогов высшей категории;

·                    19 педагогов I категории;

·                    7 педагогов соответствуют занимаемой должности

2.                  ГБДОУ обладаетсовременной материально-технической базой.

·                    24 стационарных компьютера

·                    1 медиа-проектор

·                    4 интерактивных досок

·                    2 плазменных телевизора

·                    1 информационный киоск

3. Предложения по кандидатуре руководителя подготовки специалистов:

получено согласие кандидата педагогических наук, доцента, руководителя , районной опорной площадки развития образования

педагога-психолога высшей категории, методиста высшей категории, воспитателя высшей категории, Победителя конкурса: «За нравственный подвиг учителя» - 2016, автора 244 научных статей, 4 монографий, 6 научно-методических пособий,6 учебных пособий,14 учебно-методических пособий,5 методических пособий - Пановой Нины Васильевны.

4. Имеющаяся в организации материально-техническая база, соответствующая задачам инновационной образовательной программы.

Материально-техническая база полностью соответствует задачам районной опорной площадки развития образованияКритерии и показатели эффективности программа научно-методической деятельности, в т.ч. описание системы мониторинговых исследований за ходом её реализации

 

Предполагаемый результат реализации Программы ОЭР

Индикаторы достижения результатов реализации Программы ОЭР

1

Создание педагогических условий оптимизации процесса экологического образования, образовательного пространства,план работы, статьи сотрудников по изучаемой проблеме, банка общеразвивающих экологических программ

Доля использование материалов, научно-методического и организационно-педагогического обеспечения развития экологического образования детей, созданных участниками ОЭР в реализации работы   ГБДОУ.

2

Создание и использование банка диагностик эффективности экологического образования дошкольников

Доля диагностик эффективности содержания и сущности оптимизации процесса экологического образования на уровне развития личности дошкольников, культурно-досуговой занятости; деятельности и общения.

3

Создание и использование банка социально-значимых практик в деятельности дошкольников.

Доля внедрения практических разработок гибкой системы социально-значимых практик, имеющих запросы в районе, городе.

4

Создание и использование банка локальных нормативных актов по экологическому образованию дошкольников

Полный комплект нормативных актов, необходимых для функционирования и оптимизации процесса экологического образования в познавательной, досуговой, празднично-игровой деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников.

4

Распространение передовых педагогических технологий, разнообразных методов, способствующих развитию экологического образования,техник, направленных на развитие личностных качеств дошкольников, компетенций педагогов по экологическому образованию дошкольников

Анализ формирования культуры взаимодействия, профилактика и динамическое реализация технологий, оказывающих воздействие на мотивационно-познавательную сферу личности   дошкольников, их познавательных интересов в области экологического образования.

5

Решение методических задач реализации педагогических условий оптимизации процесса   экологического образования как образовательного пространства в динамично изменяющихся условиях

·           Сравнительный анализ спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных экологических образовательных запросов семьи;

·           доля освоенных педагогами сетевых проектов в деятельности, способствующих личностному росту воспитанников в области экологического образования;

·           доля внедренных в практику педагогов новых форм экологической деятельности, направленных на формирование комплекса навыков и компетенций, дошкольников, необходимых для успешного функционирования в дальнейшем обучении;

·           освоение педагогами методов комплексного оценивания воспитанников ГБДОУ, учитывающих результаты экологической деятельности дошкольников как механизма познавательной мотивации;

·           разработка методов максимально эффективного функционирования метеостанции и ботанического сада в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения.

Для отслеживания эффективности разработанных программ в ходе РОПРО предполагается проведение первичной, промежуточной формирующей, заключительной диагностики.

SWOT-анализ возможностей проведения РОПРО

Фактор, влияющий на развитие ОУ

Оценка актуального состояния фактора, исходя из внутреннего потенциала ГБДОУ

Оценка перспектив фактора, исходя из внешнего окружения ОУ

Сильная сторона фактора

Слабая сторона фактора

Возможности

Риски

$11       

1. Социально- экономическое окружение ГБДОУ

Высокий социальный авторитет ГБДОУ «ДОГ «Малыш» - среди родителей, осуществляющей в полной мере воспитательные и развивающие задачи;

ясные стратегические направления в управлении;

стабильный коллектив педагогических работников;

высокая квалификация педагогов, широкие профессиональные и личностные интересы;

мобильность и креативность в выполнении функциональных сфер деятельности;

наличие инновационных процессов и создание возможности в их реализации

Не проработана

сущностьпедагогических условий оптимизации процесса экологического образования дошкольников как подсистемы развития в современном

дошкольном учреждении дошкольного образования, недостаточное использование источников и материалов, анализ роста экологического образования как сферы   опытно-экспериментальной работы



Анализ и выявление особенностей экологического образования в дошкольном учреждении педагогических условий процесса экологического образования как сферы творческого развития личности, совершенствование культурно-досуговой занятости, деятельности и общения, исследовательской деятельности на   содержательном уровне.

Отсутствие финансовой поддержки. Отсутствие сетевого взаимодействия в вопросах оптимизации процесса   экологического образования дошкольников как разноуровневой многоступенчатой системы, которой присуще открытость, динамичность и вариативность. Такая система реализуется в дошкольных учреждениях, опираясь на различные программы, индивидуальные условия ГБДОУ, методические, нормативные материалы и управляется региональными, муниципальными органами управления образованием, а также ИМЦ, администрацией соответствующих учреждений.

2.Условия оказания образовательных услуг в ГБДОУ

Высокий

квалифицированный кадровый состав;

Наличие в ГБДОУ программы, новых форм и методов работы в контексте ФГОС. Опыт реализации экологических

Проектов, программ широкое использование изучения субъектной позиции, которая включает систему показателей и методов диагностики потенциала традиций

Экологического воспитания дошкольников;

сотрудничество с дошкольными образовательными организациями-партнерами города

Недостаточное изучение и систематизация материалов опыта экологического воспитания детей в учреждениях дошкольного образования,

недостаточное

использование новых источников, и материалов, анализ состояния личностного роста   дошкольников на уровне организационно-методическом как сферы научно-педагогической; программно-методической; инновационной деятельности; на институциональном (учрежденческом) уровне: как сферы образовательной, опытно-экспериментальной работы.

Возможность самоопределения и самореализации личности каждого ребенка средствами процесса экологического образования как сферы творческого развития личности; совершенствование культурно-досуговой занятости; деятельности и общения; проектной и исследовательской деятельности; на содержательном уровне

Сложности в организации мониторинговой деятельности относительно компетенций педагогов на уровне организационно-методическом, педагогическом; программно-методическом; инновационном; на институциональном (учрежденческом) уровне: как сферы образовательной, опытно-экспериментальной

работы

3. Качество образования

Высокий уровень

показателей по уровню воспитанности.

Система оптимального использования ресурсов для получения наиболее высокого качества оптимизации процесса   экологического образования в достижении

стабильно положительных показателей экологической культуры дошкольников

Недостаточное развитие

экологического образования дошкольников заключается во взаимопроникновении, взаимосвязи и взаимозависимости различных сфер на разных уровнях проявления в организации свободного времени; социальной жизни и реальной жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Развитие экологического непрерывного образования на уровне функционирования и развития как сферы функциональной грамотности

Сложности в тиражировании успешной деятельности экологической культуры дошкольников, высокая степень зависимости качества экологического образования от профессионализма и творческого потенциала личности педагога дошкольного образовательного учреждения

                 Директор ГБДОУ «ДОГ «Малыш» ______________________             __________Н.А. Багаева_____________

                                                                                                                       подпись                                                               ФИО