ScanImage139 

План психологического сопровождения образовательного процесса ГБ ДОУ детский сад присмотра и оздоровления «ДОГ «Малыш» Московского района г. Санкт-Петербурга, педагога -психолога И.Б. Никоноровой на 2018-2019 уч. год

Цель ДОУ: совершенствование развивающей образовательной среды, способствующей саморазвитию и самореализации ребёнка в игровой деятельности

.

Задачи ГБ ДОУ:

$1·         Создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка в оптимизации процесса экологического образования в дошкольном детстве;

$1·         Повысить значимость сюжетно-ролевой игры профессионально-ориентированной направленности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках ФГОС

$1·         Определить и внедрить в практику работы ГБДОУ «Детский оздоровительный городок «Малыш» готовность педагогических кадров к инновационной деятельности посредством гибкой системы повышения их квалификации в области психолого-педагогической и организационно-управленческой деятельности воспитанников.

$1·         Совершенствовать работу с родителями с целью построения конструктивно-партнерского взаимодействия семьи и детского сада (в том числе – в решении вопроса социально-личностного развития и воспитания дошкольников), расширять партнерские связи в целях привлечения дополнительных ресурсов для развития учреждения.

Цель работы педагога-психолога: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.

Задачи:

1.      Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.

2.      Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.

3.      Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к обучению в школе.

4.      Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психоэмоциональном развитии, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.

5.      Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.

6.      Поддержка благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ

                     Приоритетные направления работы:

·         Снижение уровня тревожности, напряжения и агрессивности, связанных из-за разлуки с близкими людьми (круглосуточный детский сад, санаторно-курортное лечение, материнская депривация), путем обучения методам релаксации, в условиях сенсорной комнаты.

·         Предупреждение стрессовых состояний с помощью обучения упражнениям кинезиологии (программа «Гимнастика мозга»), а также для успешного развития и обучения детей в детском саду и школе.

                            

 

Направление

деятельности  

                           1. Психопрофилактическая работа

№    

Цель работы

Виды деятельности

Объект

деятельности

Сроки, периодичность

1.1

Создание условий для полноценного психического развития ребенка

  • оказание помощи в период адаптации
  • изучение медицинской документации для определения направлений индивидуальной работы
  • составление индивидуальных карт развития

дети

родители

педагоги

сентябрь

(по мере поступления детей)

1.2.

Формирование у родителей и педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития

  • Консультация: «Оказание помощи в период адаптации»
  • «Улыбка малыша в период адаптации»
  • практикум «Давайте познакомимся»;

практикум «Роль матери и отца в развитии ребенка раннего возраста»;

консультирование «Наши дети – какие они»

              ·         Практикум «Можно ли обойтись без наказания! Наказывая подумай зачем»

              ·         Лекция «Гиперактивный ребенок в детском саду»

             ·         Лекция «Кинезиология в образовании»

 т             ·         Тренинг личной эффективности (занятия по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов)                                                          

Зам. директора по УВР

педагоги

родители

Родители

педагоги

сентябрь - май

в течении года

   

     2. Психодиагностическая работа

2.1

Психолого-педагогическое изучение личности ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам, создания программ индивидуальной работы

  • обследование при поступлении в детский сад
  • выявление детей «группы риска»
  • подбор детей для занятий в подгруппах
  • обследование при переходе на новый возрастной этап
  • изучение психофизиологических особенностей детей, их интересов, склонностей, методами:
  • наблюдение,
  • анализ детской продуктивной деятельности,
  • тестовые задания, с целью выработки рекомендаций и проведения индивидуальных занятий.

         дети

сентябрь

октябрь

ноябрь

март

в течение года

2.2

Углубленная диагностика причин отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей

  • обследование эмоциональной сферы ребенка (Велиева С.В.)
  • диагностика психического развития детей младшего и среднего возраста, на начало и конец года (Справочник педагога -психолога)
  • Эксресс – диагностика в детском саду. Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко
  • Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой, (Обучаемость в зоне ближайшего развития)
  • Определение школьной готовности. Методика Л.А. Ясюковой

Средняя

старшая

Дети подготовительных групп

Младшая, средняя

начало уч. года

в течение года

в конце учебного года

2.3

Диагностика коммуникативной сферы ребенка, выявление причин нарушения общения

  • проективные методики:

         «Рисунок семьи», «Несуществующие   животное», «Дом, дерево, человек»

         «Свободный рисунок»,

  • проведение теста Тревожности /Захаров/ /Амен, Дорки, Темпл/
  • Цветовой тест диагностики нервно психических состояний

группа детей, подгруппа детей

Дети от 5лет, взрослые

декабрь

в течение года

   

         3. Развивающая и сопровождающая работа

3.1

Изучение индивидуальных особенностей психоэмоционального и познавательного развития детей дошкольного возраста

  • составление схемы наблюдения поведения ребенка
  • наблюдение за поведенческими и эмоциональными проявлениями в различных ситуациях
  • использование диалогической речи дошкольника в повседневной жизни

ребенок

дети

ноябрь

декабрь

январь

3.2

Активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка

  • оказание психологической помощи детям, находящимся в сложных жизненных ситуациях.
  • оказание психологической поддержки одаренным детям, предупреждение дисгармоничного развития их эмоциональной сферы
  • разработка и внедрение программ, направленных на создание и развитие положительного эмоциональной фона, снижение значимости травмирующего фактора

ребенок

дети

родители

педагоги

октябрь

январь

февраль

в течение года

   

                  

4. Консультативная работа

4.1

Консультирование педагогов и родителей

  • проведение индивидуальных консультаций
  • участие в родительских собраниях
  • выступления на педагогических советах (по плану ДОУ)
  • консультации, практикумы для родителей:
  • «Оказание помощи в период адаптации», «Улыбка малыша в период адаптации»

          ·         «Гиперактивный ребенок в детском саду и школе»

          ·         «Искусство хвалить»

           ·         Кинезиология в образованиии

         ·         «Готовимся к школе»

           ·         «Игра и игрушка в жизни ребенка»

          ·         «Путешествие в страну здоровья»

родители

педагоги

зам. зав по УВР

в течение года

4.2

Совместная работа с администрацией

  • участие в составлении планов, воспитательно-учебных мероприятий
  • участие в формировании групп детей

заведующий

зам. директора по УВР

в начале года

4.3

Экспертная оценка используемых программ воспитания и обучения в детском саду

Основная программа Развития

ДОУ "ДОГ"Малыш"

заведующая

зам. директора по УВР

апрель- май