полож о детях с ОВЗ

1.   Общиеположения

1.1.                   Положение об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад присмотра и оздоровления «Детский оздоровительный городок «Малыш» Московского района Санкт-Петербурга (далее - Образовательное учреждение) разработано в соответствии:

·        международно-правовыми актами: «Конвенцией о защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 (с изм. и доп.); «Конвенцией о правах ребенка» (от 15.09.1990); «Декларацией прав ребенка» (от20.11.1959);

·        Законами РФ: «Конституцией РФ», ст. 43, 72; Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (№   273-ФЗ);

«Семейным Кодексом РФ» от 08.12.1995 № 223 ФЗ; Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

·        документами Правительства РФ: распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р, утверждающим Государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020годы;

·        документами Министерства образования и науки РФ: Приказом №1014 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольногообразования»

·        документами Федеральных служб: постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

·        региональными документами: Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.06.2013); Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020»; Программой развития системы образования Московского района Санкт- Петербурга на 2015-2020 г. «Социокультурная модель Петербургской школы»;

·        Уставом ГБДОУ «ДОГ «Малыш»

1.2 Настоящее положение определяет порядок организации обучения и воспитания в совместной образовательной среде Образовательного учреждения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений в условиях детского сада.

1.3. Внедрение образования детей с ОВЗ в Образовательное учреждение осуществляется с опорой на имеющийся опыт и научно-методическую базу обучения и воспитания детей с ОВЗ.

1.4                    Оказание образовательных услуг детям с ОВЗ осуществляется в специально организованной группе компенсирующего вида.

1.5                       Образовательная деятельность в группах компенсирующей направленности обеспечивается адаптированной образовательной программой Образовательного учреждения.

1.6                  Дети с ограниченными возможностями здоровья — физические лица, имеющее недостатки (нарушения) в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные в установленном порядке и препятствующие получению образования без создания специальныхусловий.

1.7               Обучение детей по адаптированной программе является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальной адаптации.

1.8            Организация обучения детей по адаптированной программе строится в соответствии с принципами:

-принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

-принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

-принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

-принципы интеграции усилий специалистов;

-принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

-принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

-принцип постепенности подачи учебного материала;

-принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

2.   Основныезадачи:

- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты;

-охрана и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально- коммуникативное, познавательное, речевое и художественно¬-эстетическое) развитие;

-обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

-построение коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;

-осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность детей.

-внедрение адекватной возрастным возможностям модели осуществления воспитательно- образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;

-учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;

-обеспечение преемственности с общеобразовательными программами начального общего образования;

-активное взаимодействие с семьей.

3.   Организация инклюзивногообразования

3.1.   Образование детей с ограниченными возможностями здоровья организовано в форме совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном Образовательномучреждении.

3.2.         Выбор образовательной программы обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, образовательных потребностей, от заключений и рекомендаций специалистов Территориальной психолого- медико-педагогической комиссией.

3.3.   Необходимыми условиями организации образования детей с ОВЗ в Образовательном учреждении является:

-  создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы);

-повышение квалификации педагогическихработников;

-  создание психолого-медико-педагогического консилиума для организация психолого- педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3.4 Группы компенсирующей направленности комплектуются в установленном порядке специалистами Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ТПМПК).

3.5. Сведения о количестве групп с детьми с ОВЗ в Образовательном учреждении  регулярно посылаются в ТПМПК.

3.6   Зачисление детей с ОВЗ в Образовательное учреждение осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя Директора ГБДОУ, заключения и документации Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и осуществляется в установленном порядке. Прием в группу может проводиться в течение всего года при наличии свободных мест. Дети с ОВЗ включаются в списочный состав соответствующей возрастной группы.

3.7      Отношения между Образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.

3.8        Образовательная деятельность по адаптированной образовательной программе организуется в соответствии с годовым планом Образовательного учреждения.

3.9      Кадровое обеспечение программы осуществляется следующими специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и воспитателями  групп.

3.10        Педагоги и специалисты Образовательного учреждения, работающие с детьми с ОВЗ:

-  проводят предварительную работу с воспитанниками, родителями (законными представителями), педагогическими работниками образовательной организации направленную на подготовку к организации образования детей с ОВЗ в Образовательном учреждении.

-  разрабатывают (при необходимости) совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты;

-организуют систематическое сопровождение образовательного процесса.

3.11    Оказание образовательных услуг ребенку с ОВЗ в Образовательном учреждении осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы. В режим вносятся дополнения с указанием условий и регламента проведения коррекционно-развивающих занятий с ребенком с ОВЗ, обусловленных индивидуальными психофизическими и соматическими особенностями воспитанников группы.

3.12.   Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения адаптированной образовательной программы с детьми с ОВЗ организуются подгрупповые и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей направленности.

3.13.   Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются педагогами и специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.

3.14 Медицинское сопровождение осуществляется под руководством старших медицинских сестёр и врача-педиатра.

Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при необходимости могут быть направлены в течение года на консультации к специалистам.

3.15.                   Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте воспитанников, формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательной программы, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации.

3.16.                         В случае невозможности полного усвоения ребенком с ОВЗ адаптивной образовательной программы в соответствии с рекомендациями ТПМПК из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, индивидуальных особенностей ребенка, специалистами ДОУ разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут или решается вопрос о выборе другого образовательного маршрута.

3.17.                                     Образовательное    учреждение              организует    развивающую    предметно- пространственную среду, обеспечивающую разным детям доступ к развитию их возможностей.

3.18.                       Со всеми участниками образовательного процесса (ребенок, родители ребенка (законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов.

3.19.                      Образовательное учреждение оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ методическую и   консультативную   помощь,   с целью повышения  их

медицинской и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работу, формирует у них ответственность за развитие и восстановление здоровья ребенка с ОВЗ.

14.   Финансовоеобеспечение

4.1. Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно.

15.   Порядок  управления

5.1. Директор ГБДОУ и заведующие детских корпусов осуществляют общее руководство за коррекционно-образовательной деятельностью детей с ОВЗ, координирует деятельность коллектива образовательного учреждения и специалистов системы здравоохранения.